Продолжаю рассказывать вам про выставку «Мечта Москвича» на ВДНХ в Москве. Напомню, что мы дошли уже до зала с прототипами.
Сегодня речь пойдёт про автомобиль, который готовили на смену «Москвичу-412». Это чудом уцелевший прототип модели «3-5-6».
Что же обозначает этот странный индекс и в чём особенность конкретно этого экземпляра — об этом вы узнаете из статьи. Поехали.
В конце 60-х Волжский автомобильный завод полным ходом заканчивал подготовку серийного производство своей первой модели ВАЗ-2101.
Заднеприводный автомобиль из Тольятти, фактически, становился прямым конкурентом для «Москвича», и всем стало очевидно, что конструкция последнего выглядит морально устаревшей на фоне «итальянского подданного».
В связи с этим, руководством АЗЛК было принято решение о начале проектирования перспективной модели легкового автомобиля с применением только что освоенного в серийном производстве двигателя УЗАМ-412.
Массовое производство перспективной модели должно было начаться в 1973—75 годах, что нашло отражение в цифрах 3 и 5 в индексе модели. Последняя же цифра обозначала порядковый номер прототипа.
Так как в СССР не любили создавать конкуренцию между заводами, было решено, что новый «Москвич» будет чуть больше, чем ВАЗ-2101, но меньше «Волги». Сегодня мы бы отнесли его к классу D.
Первым в 1970 году появился прототип «Москвич-3-5-2», представлявший собой немного подросший в размерах «Москвич-408».
Правда к моменту своего появления «3-5-2» оказался тоже технически устаревшим, поэтому завод сразу же приступил к разработке следующего поколения модели, что привело к созданию «3-5-5».
Этот прототип, в целом, находился в тех же габаритах, что и «3-5-2», но получил гораздо более современный дизайн.
Интересно, что единственный изготовленный «Москвич-3-5-5» дожил до наших дней, но находится в довольно удручающем состоянии в коллекции Михаила Красинца на поле в Тульской области.
В 1975 году появляется герой нашего сегодняшнего рассказа — «Москвич-3-5-6».
Внешне эта версия представляла собой дальнейшее развитие предыдущего прототипа, но формы кузова стали чуть более мягкими и утончёнными.
На мой взгляд именно «3-5-6» получился наиболее удачным с точки зрения внешнего дизайна.
Вместо отдельных фар и подфарников установили оптические блоки под общим стеклом, куда входили стандартные круглые оптические элементы фар, расположенные вертикально габаритные огни и указатели поворота.
Это было более современным дизайнерским решением, нежели раздельная светотехника.
Правда круглые фары привели к необходимости увеличить высоту передней части, что, в конечном счёте, добавило внешнему виду автомобиля некоторую солидность.
И всё же главным отличием «3-5-6» от предшественника был салон.
При разработке интерьера впервые в отечественной практике был использован посадочный макет, благодаря чему панель приборов по эргономике получилась очень удачной.
Панель приборов стала более компактной, а все необходимые кнопки находились в зоне досягаемости водителя, и ими удобно было пользоваться.
Ходовая часть «Москвича 3-5-6» была в целом заимствована у 412-й модели, но на прототипе была внедрена пружинная зависимая задняя подвеска.
А вот силовой агрегат был принципиально новым. За основу взяли серийный УЗАМ-412, который расточили до 1,8 литра и оснастили двумя английскими карбюраторами.
Это позволило поднять его отдачу до 103 лошадиных сил. Но самое интересное, что в паре с ним работала автоматическая коробка передач Borg-Warner!
Автомобиль действительно получился современным и даже в каких-то местах красивым. А автоматическая коробка передач и вовсе была находкой.
Но в серийное производство автомобиль так и не пошёл. Причин, как обычно, было несколько.
Одна из них — это уход на пенсию главного конструктора Андронова и последующая за этим кадровая чехарда на заводе.
К тому же в отраслевом министерстве к тому времени сложилось негативное отношение к проекту серии «3-5».
Были и другие причины. Например, заводу для выпуска такого большого автомобиля требовалась совершенно новая оснастка, а значит — огромные деньги, которые, конечно же, никто не хотел выделять.
Плюс, в начале 70-х только начался выпуск «Москвича-412» с новым мотором, что, видимо, посчитали достаточным.
Так прототип «3-5-6» попал в заводской музей, а после его закрытия переехал сначала в «Музей Авторевю», а затем в музей на Рогожском валу.
К прототипам серии «3-5» завод больше так и не вернулся. Вместо этого конструкторы сконцентрировались на разработке принципиально новой «С-серии», о двух прототипах которой я уже вам подробно рассказал.
Тут про С1:
А вот тут про С3:
Знаете, у меня всегда было ощущение правильности всего, что происходило в СССР.
Но когда я вижу, сколько действительно достойных проектов погубили отраслевые министерства, то понимаю, что глобально у нас в стране ничего и не поменялось...