Найти тему
Ваш нейропсихолог

ЛЕНЬ ИЛИ НЕ ЛЕНЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС

Если у ребенка в учебе возникают трудности, как определить, что лежит в основе его нежелания прикладывать усилия к выполнению задания; недостаточность воли или маленькие ресурсы мозга переносить умственные нагрузки. Не думайте, что вашему ребенку вообще «ничего не интересно». Если в раннем детстве наблюдались какие либо неврологические отклонения, то к такого ребенка может наблюдаться повышенная инертность, низкая активность, повышенная утомляемость, сниженный познавательный интерес. В большинстве случаев за словами ребенка «не интересно» стоит не его лень, а состояние здоровья. Заставлять здесь бесполезно и опасно. Ищите любую область деятельности, которая в большей степени привлекает ребенка, чтобы, опираясь на нее, постепенно укрепить его учебную мотивацию. Но при этом помните, что даже любимым делом нельзя заниматься с утра до вечера, если нервная система имеет высокую утомляемость. Необходим строгий режим, полноценное белковое питание и достаточная продолжительность прогулок на свежем воздухе, если есть показания, то медикаментозные курсы, назначенные врачом.

Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Каждый ребенок достигнет успеха, но в свое время. Очень часто бывает, что дети, осваивавшие с огромным трудом азы наук в начальной школе, вдруг после 7-8 класса делают большой шаг вперед в своем развитии. К большому сожалению, к этому времени учебный материал уже запущен, отставание от сверстников огромное. Но главное –интерес. Если он не утрачен, успех будет обязательно.

Какие же признаки нужно систематически отслеживать у своего ребенка, чтобы отличить настоящую «лень» от защитной реакции организма на возможную перегрузку?

Зевота. Если она появилась, это значит, что в мозге ребенка развивается кислородное голодание. Работу следует немедленно прекратить и сделать перерыв (почти у каждого пятого ребенка с патологией беременности и родов в сосудах головного мозга есть атеросклеротические изменения, которые резко ограничивают поступление в мозг кислорода при повышении нагрузки).

Кожные покровы: их покраснение, побледнение или увлажнение. Иногда это может свидетельствовать об изменении артериального давления. Сегодня у каждого пятого младшего школьника в течение учебного дня случается мини гипертонический криз – в течение всего нескольких минут давление резко повышается, а затем быстро возвращается в норму. Провоцирует такой подъем давления информационная нагрузка, с которой организм не может справиться. К сожалению, внешне такое состояние распознать очень трудно. Сам ребенок никогда не жалуется «на давление», а просто отказывается выполнять задания, ссылаясь на то, что ему «не интересно».

Наряду с изменением цвета кожных покровов может отмечаться покраснение склеры (белка) глаз, носовое кровотечение. Наблюдается ухудшение качества работы.

Капризы, грубость, эмоциональные всплески. С одной стороны, это, конечно, нарушение культуры поведения. Но с другой стороны – это форма защитной реакции при угрозе перегрузки мозга. При этом наблюдаются раскачивания, повышение двигательной активности. Но возможна и другая крайность, когда ребенок хочет полежать, просто валится с ног. Это значит, что критический порог нагрузки уже преодолен, и нагрузка перешла в перегрузку.

Что же делать, если у ребенка наблюдаются подобные признаки? Организуйте перерыв в занятиях, дайте ему отдохнуть (желательно на свежем воздухе, чтобы компенсировать нехватку в мозге кислорода). И задумайтесь, не велика ли ежедневная нагрузка на ребенка, успевает ли он к утру восстанавливать потраченные силы. Пересмотрите режим дня.