3,7K подписчиков

Мастэктомия. Все, что вы хотели знать, но боялись спросить.

2,2K прочитали

Сегодня тема непростая и очень эмоциональная, ведь женская грудь - это символ самой женственности, сексуальности и принадлежности к женскому полу. От этого нам так непросто принять возможное расставание с ней.

Иногда хирургическое лечение при раке молочной железы ограничивается удалением ее части, это секторальная резекция. Но во многих случаях удалять приходится всю железу, а иногда, в профилактических целях, и обе. Операция по удалению молочной железы называется мастэктомия. Вариантов мастэктомии также несколько, в зависимости от необходимости удаления тех или иных лимфоузлов, грудных мышц и клетчатки. Если не вдаваться в подробности и рассматривать визуальную сторону вопроса, то мастэктомия может быть радикальная (когда грудь удаляется полностью) и подкожная (когда оставляется кожа и сосок).

Не буду вдаваться в медицинские термины, описания и подробности, это не цель сегодняшней статьи, хочу поделиться опытом своего физического и психологического проживания этой операции и ее последствий.

С моими показаниями удалось сделать подкожную мастэктомию с одномоментной установкой экспандера. Накануне операции в палату пришел серьезный мужчина-анестезиолог, расспросил меня с пристрастием обо всей моей сознательной жизни😀 и сказал, что наркоз мне обеспечит на высшем уровне. Утром в день операции нельзя было ничего есть и пить (разрешили только маленький глоток водички чтобы запить успокоительную таблетку), ну в общем-то итак от волнения не до еды было. И вот наконец к обеду пришел мой черед, захватила я приготовленное заранее компрессионное белье и прыгнула на каталку😅В операционной милые девушки поставили мне катетер, и дальше ничего не помню. очнулась я со словами "Ой а что уже все? Надо же как быстро"😂 Можно подумать, я там прямо лежала и время контролировала. В общем, дальше была ночь, еще действие успокоительных, обезболивающих и наркоза. А утром я проснулась уже в ясном сознании и именем Октябрьской революции стала вставать (в уборную-то хочется, лежи-не лежи). Надо сказать, процесс вставания из лежачего положения в сидячее - это самое сложное в послеоперационный период. Лежать - нормально, сидеть - нормально, а вот вставание крайне не нравилось мне. В остальном все было довольно сносно - лимфы у меня из дренажа вытекало относительно немного, аппетит был прекрасный (больничная творожная запеканка - моя любовь😊), обезболивающие в моем распоряжении до 4-х раз в сутки (правда, я узнала об этом только на 3-й день, думала, колют, утром и вечером, а между - укрепляй нервную систему). Послеоперационный период прошел у меня благополучно, на 6-й день меня отпустили домой готовиться к Новому Году. Послеоперационные ограничения были стандартные для такой операции - месяц никаких физических нагрузок, теплового воздействия, периодически приезжать на перевязки.

Что было сложнее всего? Во-первых, как я уже говорила, процесс смены положения из лежа в сидя. Делюсь опытом, вставать легче всего, опираясь на руку не оперированной стороны, затем на бок и после уже подниматься. Также, если установлен экспандер, первые месяц-полтора нужно привыкнуть, что он будет чувствоваться при любом движении. Операция была зимой, было очень снежно и скользко, я ходила по улице как пингвин, потому что боялась упасть, и чувствовала инородное тело даже при такой неуклюжей ходьбе. Помню тогда спросила своего хирурга "А я перестану чувствовать экспандер?", он ответил "Конечно😊", но, честно говоря, я тогда ему не поверила. Оказалось, зря - месяца через 2 я уже перестала себя ощущать киборгом😀 После операции я старалась не жалеть себя в плане физической активности (предновогоднюю уборку затеяла в 1-й день после возвращения из больницы), спустя положенный месяц вернулась к легким тренировкам в спортзале. К счастью, лучевая терапия мне не потребовалась, поэтому уже совсем скоро, 10 июня, меня ждет операция по замене экспандера на имплант. Экспандер за это время несколько раз подкачивали физраствором чтобы сформировать карман, в котором в последствии будет находиться имплант. Долго думала, как быть со второй грудью, хочется все же, эстетики и какой-то симметрии. Доктор предлагал липофилинг собственным жиром либо имплант. Взвесила все "за" и "против" и выбрала вариант с имплантом, потому что жирок - он, конечно, свой, родной, но как будет вести себя в дальнейшем (как приживется, сколько его приживется, не рассосется ли со временем) - вопрос открытый. Поэтому, решила я, должен же быть какой-то плюс от этой всей онкоэпопеи, так пусть будет красивая грудь!😉

Что касается моего психологического восприятия ситуации, не могу сказать, что я очень переживала, возможно потому, что подкожная мастэктомия с одномоментной реконструкцией не так радикальна. Да, твоя оперированная грудь, конечно, видоизменилась, появились шрамы, но все же она есть. Мне сложно представить, каково женщинам при радикальной мастэктомии, могу только предположить, что сложнее. Основные рекомендации такие - найти врача, которому доверяешь и, если чувствуешь сильное беспокойство по поводу изменений в своем теле, обратиться к психологу. В любом случае, милые дамы, помните, что мы прекрасны независимо от наличия или отсутствия какого-либо органа! В некотором смысле подобные испытания помогают нам научиться принимать и ценить себя, свою индивидуальность, свои особенности, достоинства и уникальность.

Хочу на море😔
Хочу на море😔