Найти тему
Александр Дедушка

И еще раз о "главном законе планеты". Почему на земле невозможно прожить без страданий? И в чем их великое благо?

Оглавление
Страдающий человек
Страдающий человек

Эта статья является продолжение статьи «Чем покупается счастье? Главный закон нашей планеты» - здесь

Многие читатели не согласились с главным выводом статьи, озвученным Достоевским, что счастье покупается страданием.

Аргументы приводились разные: и что счастье у каждого свое, что страдают только заблудшие люди, но главное – почти всегда опровергалась прямая связь между счастьем и страданием.

Дескать, никакой прямой связи тут нет, и что разумный человек всегда сможет найти свое счастье без каких-либо страданий.

Есть смысл еще раз попытаться в этом разобраться.

Этой проблеме уделяет внимание еще один выдающийся русский философ – Николай Бердяев.

Он углубляет проблему. Он не просто говорит, что счастье невозможно без страданий – он утверждает, что даже обычное человеческое бытие невозможно без страданий.

Прислушаемся к нему:

«Человек ответственное существо. И страдание человека не невинное страдание. Страдание связано со злом. Зло связано со свободой. Поэтому свобода ведет к страданию…»

Попробуем проследить за ходом его мысли.

Итак, первый тезис: если человек ответственное и свободное существо – он не может не страдать.

Тут надо спросить себя, признаете ли вы себя таковым. Если нет – то тогда вопрос снимается.

Человек в статусе ребенка – который и безответственен и не свободен - не подлежит действию этого закона. Он действительно может быть свободен от страданий.

Но если вы себя таковым не признаете. Если вы считаете, что вы свободное и ответственное существо – страдания неизбежны. Но – почему?

Идем дальше. Бердяев говорит о вине. Страдания каждого человека отнюдь не невинны. Они есть следствие зла, которое он творит.

Творит свободно, когда его никто не принуждает…

Причем, если мы проследим цепочку этого свободного творения зла вглубь до конца – мы прямо и упремся в Адама и Еву.

Они были свободны и ответственны, и в этой своей свободе совершили зло. И после этого неизбежно стали страдать.

С тех пор каждый человек повторяет их путь.

Пройдя период детства, становясь ответственным и свободным, он так же как Адам и Ева начинает добровольно выбирать зло, и следствием этого выбора являются его страдания.

Тут многие возмутятся. Дескать, я добрый человек, никому зла не творю сознательно…

Но Адам и Ева тоже вполне возможно были «добрые люди» и никому зла не творили. А все-таки совершили зло.

Мы говорим не о примитивном понимании добра и зла, которое часто сводится к доброму или злому отношению к людям. Мы сейчас говорим о сущностном значении зла, которое включает в себя и отношение к Богу.

И в этом понимании ни один человек не является абсолютно невиновным. По отношению к Богу все совершили и продолжают совершать зло.

Причем, делают это совершенно сознательно и добровольно.

Кто-то отрицает Его существование вообще. Кто-то отмахивается от смысла жизни, Им определенного. Кто-то плюет на Его заповеди. Кому-то вообще «по барабану» все «сказки» о богах.

Так что все виновны, и все, следовательно, обречены на страдание.

«Однако, какой же мстительный Бог, – скажете вы. - Как хорошо Он мстит за «зло», Ему причиненное. Просто садист какой-то – всех обрекает на страдания».

Скажете – и будете не правы.

Скажите, кто будет виноват, если годовалый младенец будет сильно страдать, отказываясь жить по распорядку, созданного для него матерью, отрицать ее существование или делать все ей наоборот?

Он не просто будет страдать – он умрет, в конце концов. Только в этом будет виноват не его мать, а он сам.

Увы – это и есть судьба большинства людей.

В их страданиях виноваты они сами. Они добровольно и сознательно выбрали жизнь без Бога – и теперь просто пожинают ее последствия.

Однако в чем же смысл самих страданий? Неужели они только следствие непослушания Богу и никакого самостоятельного смысла не имеют?

Давайте прислушаемся к Бердяеву дальше. На этот раз он возвращается к Достоевскому и связывает свои рассуждения с ним:

«Он (Достоевский) призывал к страданию и верил в искупительную силу страдания… В страданиях видел Достоевский знак высшего достоинства человека, знак свободного существа. Страдание есть последствие зла. Но в страдании сгорает зло».

Вот теперь становится понятным смысл и значение страданий. Они имеют искупительную силу.

Страдая и мучаясь человек, хотя бы в некоторой степени, искупает свою вину перед Богом. Он как бы «пережигает» свое зло и освобождается от него хотя бы в некоторой степени.

Скажете – опять садизм? Разве Бог не может взять и простить зло, которое сделали люди, а не заставлять из-за него мучиться и страдать?

Но Бог как раз и прощает. Прощает всех тех, кто обращается к Нему с просьбой об этом прощении. Он прямо говорит об этом:

«Омойте, очиститесь; удалите злые деяние ваши от очей Моих; перестаньте делать зло…

Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будет красны, как пурпур, - как волну убелю…» Ис. 1. 16, 18.

Он бы простил всех людей, но большинство к Нему не обращаются с этой просьбой.

Они живут сами по себе и не обращаются к Богу за прощением, хотя делали и продолжают делать зло.

Они чувствуют себя свободными и ответственными, значит, сами несут последствия своих деяний, в том числе и своего зла, которого они не могут не совершать.

Так что же делать Богу? Прощать и этих людей?

Но тогда Ему нужно было бы отменять законы, по которым живет весь мир. Все равно, что для большинства людей был бы отменен закон всемирного тяготения.

Но мало этого – Бог все-таки прощает и этих людей. Наказание за грех смерть, сказано в Библии – а мы продолжаем жить.

Да, мы продолжаем жить по милости Божией, и сами несем ответственность за зло, которое мы совершили, если не обращаемся к Богу за прощением.

Мало того, по той же Божьей милости своими страданиями мы еще и, насколько это возможно, «пережигаем» свое зло в своих страданиях, «искупаем» его, а значит, облегчаем себе земную и посмертную участь.

И именно в этом заключается великое благо наших с вами страданий. При
отсутствии нашего раскаяния Бог через них дает нам облегчение нашей участи.

Подведем итог.

Итак, не только счастье невозможно на этой земле получить без страданий, само даже простое существование на ней без страданий невозможно.

Об этом говорят и Достоевский, и Бердяев и еще много других мудрецов и писателей.

Кто сам мудр – прислушается.

«Чем покупается счастье? Главный закон нашей планеты» - здесь