Автор: Дмитрий Р.
I have a private hell
Of excellent quality
I've dwelt there for years
Playing with my fears
I. Pop
1967 год.
США навеки прощаются с отцом Манхэттенского проекта Р. Оппенгеймером, основателем американской нацистской партии Д.Л. Рокуэллом, встречают фронтмена группы Nirvana К. Кобейна и актрису Д. Робертс. В том же чудном году пишется "Are you Experienced" Д. Хендрикса, во Вьетнаме случаются "Сидар Фоллс", "Палуба № 5", "Операции "Кочиз" и "Свифт", битва при Дак-то, а в Детройте, внезапно, - крупнейший, вплоть до 2020 года, бунт чернокожих. Тогда же в одной известной рыгаловке впервые собрали Биг Мак.
В общем вкусно и вот это вот всё.
В апреле 1967 года, родившийся в 1941 году (символично?) учитель истории в школе городка Пало-Альто (Калифорния) Рон Джонс читал местным десятиклассникам курс истории Второй мировой войны. Вступившие в пубертат слушатели выразили свое энергичное неприятие действий граждан Третьего Рейха, активно поддержавших нацистский режим. Школьники справедливо обличали немецкий народ в отсутствии воли к активным действиям против очевидного безумия правящей партии.
Мистер Джонс не смог привести действенных аргументов в защиту несчастных немцев, в силу чего, принял решение погрузить тинейджеров в атмосферу того самого безумия.
Эксперимент "Третья волна"
День первый
Не лишенный харизмы учитель Рон увлекательно поведал подопечным о прелестях дисциплины, указывая на явные преимущества порядка, делая недвусмысленные реверансы в сторону спортсменов (звучали цитаты), политической и экономической элиты страны. Завладев вниманием подопытных, Джонс предложил им ввести в процесс обучения элементы дисциплины, заключающиеся в том, чтобы по команде «смирно» ученики принимать правильную позу за партой: ступни расположены параллельно друг другу и плотно прижаты к полу, лодыжки сомкнуты, колени согнуты под углом 90 градусов, руки скрещены за спиной, позвоночник выпрямлен, подбородок опущен, голова наклонена вперед. Наживка была проглочена практически единогласно.
«Меня мучило множество вопросов. Почему ученики подчиняются власти, которую им навязывают? Почему они не удивляются или не сопротивляются этому „военному положению“? Когда и как все это кончится?»
Ron Jones. The Third Wave
Мистер Джон сам нимало удивился тому факту, как быстро ему удалось вовлечь учеников в эту ролевую игру. Учитель усложнил процесс исполнения команды, предложив по команде «смирно» не просто принять определенную позу, а положить на стол ручку и бумагу и встать рядом с партой.
День второй
Урок был посвящен понятию общности. Учитель с огоньком поведал аудитории о том, как сообщество людей эффективно преодолевает возникающие трудности и невзгоды на пути движения к любой цели. Предложение испытать силу общности заключалось в совместном декларировании девиза: «Сила в дисциплине, сила в общности!».
«Ученики начали поглядывать друг на друга и почувствовали силу, которую давало ощущение принадлежности к группе. Каждый ощущал свои способности, и все были равны между собой. Они делали общее дело. Мы работали над этим простым действием целый урок. Мы повторяли девиз раскатистым хором или произносили его то тише, то громче. Мы всегда говорили все вместе, при этом не забывая и о том, как надо правильно сидеть, стоять и говорить».
Тогда же экспериментатор придумал и название нового движения «Третья волна», а также приветствие для его участников. Экспериментируемые должны были согнуть правую руку в локте и сложить кисть лодочкой.
Возникла договоренность, что ученики класса обязаны приветствовать друг друга только таким образом. Это заметили другие школьники и кое-кто из них начал копировать участников эксперимента.
День третий
На уроке ученикам были розданы членские билеты движения, после чего произошло назначение их на должности в структуре организации. Трое учеников был назначены на должности фискалов, в обязанности которых входили наблюдение за подопытными и доклад учителю о членах, которые не подчиняются правилам движения. За большинством были закреплены должности вербовщиков новых членов «Третьей волны». Остальные же были включены в "штаб движения"; им было поручено придумать флаг движения и ведение списка участников.
И да, доносы полились рекой, что неиллюзорно напугало организатора эксперимента.
«Я чувствовал себя очень одиноким и был несколько напуган. Хотя формально я назначил только трех учеников сообщать о нарушениях правил поведения, ко мне явились примерно 20 человек, чтобы сказать о том, что Аллан не отдал салют, а Джорджина критически отзывалась о нашем эксперименте».
К концу дня список участников движения вырос с 30 до 200 человек. У главы организации, как тому и положено, появился личный телохранитель - десятиклассник Роберт. Парень был крупным и не самым успевающим в классе, в связи с чем увидел свой шанс выделиться, сопровождая гуру по школе и открывая перед ним двери.
После уроков три ученицы рассказали родителям об эксперименте. Вечером последовал встревоженный звонок от одного из них. Учитель пояснил взволнованному родителю, что класс изучает немецкий тип личности. На этом вопросы у родителя кончились. Мистер Джонс был сильно раздосадован тем, что никакого сопротивления не проявляют даже взрослые.
День четвертый
Утром Джонса у входа в класс поджидал отец одного из учеников. Он разгромил помещение класса и объяснил это тем, что был в немецком плену. Конфликт удалось погасить.
Дальше - больше.
Выяснилось, что ученики стали прогуливать другие уроки, мотивируя это тем, что работают на благо «Третьей волны». Прекратить эксперимент, к чему уже всей душой стремился сам экспериментатор, было необходимо как можно скорее, в связи с тем, что подопытные слишком глубоко погрузились в него.
В классе собралось не менее 80 школьников, которым мистер Джонс заявил, что на самом деле «Третья волна» - это секретное национальное движение, реализуемое правительством. В его рядах могут состоять только те, кто наиболее достоин и стремиться изменить страну к лучшему. По всей стране сотни ячеек "Третьей волны".
«Это была нелепая игра. Я продолжал говорить, боясь, что если остановлюсь, то кто-нибудь засмеется или задаст вопрос и весь великий план рухнет»
Затем предводитель приказал четырем "конвоирам" сопроводить в библиотеку "под арест" 3 девушек, которые жаловались родителям на эксперимент. Ученицам было запрещено назавтра являться в класс, в связи с тем, что по TV ожидается выступление лидера всего движения и, по совместительству, - нового кандидата на пост президента. Ученики к данному заявлению отнеслись со всей серьезностью, заявив, что прибудут в белых рубашках. В силу торжественности момента, конечно.
День пятый
В 12 часов в аудитории собралось около 200 учеников. В зале также находились двое друзей Джонса, изображавшие из себя журналистов.
"Перед тем как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены“. С этими словами я отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось 200 рук. Тогда я произнес девиз „Сила в дисциплине“. Его повторил многоголосый хор. Мы произносили девиз снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче».
В полдень учитель погасил свет и включил телевизор. Семь минут две сотни детей сидели и напряженно вглядывались в белый шум на экране.
Затем Джонс выключил телевизор и запустил проектор с пленкой, на которой были записаны фрагменты нацистской хроники.
«Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием „Третья волна“. Вас использовали, вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже немецких нацистов, которых мы изучали».
Школьники, осознав произошедшее, а также потеряв "Третью волну", покидали помещение сильно подавленными, а некоторые из них плакали.
Спустя два года после эксперимента Джонса уволили из школы.
В 1976 году экспериментатор опубликовал эссе по эксперименту.
В 1981 году вышла кинолента "Волна" и издан одноименный роман по событиям эксперимента.
В 2008 году в прокате выпушен фильм "Эксперимент 2: Волна".
В 2011 году вышел документальный фильм "Lesson Plan".
Жаль, что нынче в зал не может войти взрослый дядя и сообщить всем присутствующим об окончании эксперимента. Продолжаем наблюдать.
Рекомендуем, если ищете, что почитать.
Добавьте описание
Каналы, на которые стоит подписаться!Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель.
И конечно, же читайте замечательный блог Фантагиро Бурерождённой