Найти в Дзене
Словодел

Когда ушедшие из России бренды могут оспорить параллельный импорт

На прошлой неделе Минпромторг утвердил список товаров, открытых для организации параллельного импорта. Как сообщил сегодня глава министерства Денис Мантуров, ни один из владельцев попавших в перечень брендов до сих пор не обратился к руководству России с просьбой исключить его из этого списка. Экономист Георгий Остапкович объяснил, в каких случаях компания может предпринять подобную попытку.

Разработанный Минпромторгом документ включает более 50 категорий товаров, разрешенных к параллельному импорту. Предполагается, что список будет регулярно пересматриваться, дополняться или, по мере необходимости, сокращаться.

Для России это явление новое, но, как рассказал корреспонденту журнала «Слово и Дело» экономист Георгий Остапкович, в других странах такая схема успешно работает. Причем даже в тех государствах, которым не нужно искать малейшие лазейки, чтобы насытить рынок товарами.

«Юридически параллельный импорт — абсолютно нормальный механизм, который даже одобряется ВТО. Любая страна может использовать параллельный импорт. И не обязательно подсанкционная. Соединенные Штаты, например, тоже его используют».

Эксперт отметил, что у параллельного импорта есть и минусы. Во-первых, это небольшой объем партий, что может приводить к локальному дефициту. Во-вторых, неизбежно возникнут сложности с сопровождением. Сервисные центры могут оказаться на территории другой страны, а в местных мастерских может не найтись подходящих запчастей. Кроме того, удлинение цепочки поставок скажется на цене.

-2

С другой стороны, параллельный импорт в Россию позволит компаниям сохранить объем производства, но формально остаться в стороне. При этом желание официально уйти с российского рынка, конечно, является политическим, но не всегда оно вызвано негативным отношением руководства той или иной фирмы к действиям Москвы.

«Каждое предприятие, каждый бизнесмен принимает решение сам. Конечно, это может быть политическое решение. Приказывать частному бизнесу в рыночной экономике невозможно. Но можно намекнуть, что было бы целесообразно отказаться от торговли с Россией. Также приходится учитывать требования большинства общественности. Если говорят: «А что это вы с этими торгуете», — то, чтобы не потерять внутренний рынок, компания уходит», — пояснил Остапкович.

Он подчеркнул, что для большинства западных компаний торговля с Россией приносит лишь несколько процентов оборота. И выбирая между возможностью потери различных рынков, бизнесмены могут отказываться от продаж в РФ.

-3

Также экономист назвал вариант, при котором компания-владелец бренда может не просто обратиться к Минпромторгу с требованием исключить ее из списков доступных к параллельному импорту, но и выиграть суд, если придется. Это возможно, если по альтернативным каналам в страну поступают товары под тем же брендом, но значительно отличаются по качеству от оригинала. Фактически это указывает на контрафактную природу ввозимых товаров, и мириться с таким обманом ведомство Дениса Мантурова также не собирается.

Ранее политолог и экономист Александр Дудчак рассказал журналу «Слово и Дело», почему не стоит переживать в связи с отказом Евросоюза закупать российский уголь.