Обязательный целибат для средневековых служителей церкви в Европе вводился с целью сделать духовенство целомудренным. Нравственность, как предполагалось, должна была стать отличительной чертой служителей церкви. А миряне могли бы вдохновляться их примером.
Но... всё получилось наоборот.
И скучно, и грустно, и одиноко
Священник, лишённый семейной обстановки, заводил себе наложницу или несколько любовниц.
Безусловно, я не говорю обо всех служителях средневековой церкви, но такие случае были, в каком-то смысле, извращённой нормой. На конкретных примерах это показано в моей предыдущей статье, где рассказывается, например, про Маге Лотарингского, епископа Туля, любимой наложницей которого была его собственная дочь. Дочь от монахини. В той статье подобных примеров несколько.
Вот и представьте - обычный мужчина, который служить в церковь, возможно, пошёл не из нравственных побуждений и не для спасения души, а чтобы построить стабильную и "хлебную" карьеру, сталкивается с запретом на удовлетворение своей потребности в любом виде: разные связи - нельзя. Но и одна, семейная, тоже - под запретом.
И прибавьте сюда то, что сами обязанности священника и особенно исповедника предоставляют в данном случае некое преимущество.
Например, мужчины, каясь в незаконной связи во время исповеди, не называли имени своей любовницы, боясь, что священник... обольстит её и отобьёт.
Ложная нравственность
В результате обязательного безбрачия случилось интересное: представление о нравственности служителей церкви просто-напросто исказилось.
Если священник не вступает в брак и, следовательно, не нарушает открыто церковных канонов, значит ему всё простительно.
В 1064 году один священник в Оранже был уличён в прелюбодеянии с женой своего отца. Как думаете, сильно разозлился папа Александр II, который немало трудился над тем, чтобы был введён целибат?
Александр II решил не лишать священника права совершать таинства. Ну, чтобы тот не впал в отчаяние. Так что сан ему сохранили и лишь перевели на место похуже.
Тот же папа два года спустя сложил епитимию, наложенную на одного падуанского священника, обвинённого в кровосмешении со своей матерью! А вопрос о том, оставить этого священника в духовном звании или нет папа передал на усмотрение местному епископу.
Конечно, на народные массы подобные примеры действовали развращающе.
Преступление и безнаказанность
Светскому суду лица духовного звания были неподсудны. Поэтому, в отличие от мирян, служители церкви могли рассчитывать на относительную безнаказанность. Это привлекало в церковную службу людей порочных и безнравственных. Они занимали низшие духовные должности и, не отказывая себе в мирских привычках, пользовались без стеснения неприкосновенностью.
Этим они, конечно, подрывали доверие и уважение к церкви.
Подробнее о безнаказанности и безнравственности в среде церковных служителей средневековой Европы - в следующей статье.
Подписывайтесь, чтобы не пропустить. И спасибо за внимание.
Источник: "Возникновение и устройство инквизиции", Генри Чарльз Ли.
Коррупционные схемы Средневековых служителей церкви (инквизиция, начало).
Инквизиция, начало: абсолютная власть церкви, личная выгода и епископы на войне.
Инквизиция, начало: неподкупный папа, кровосмешение и народный гнев.
История кесарева сечения: как приговор стал спасением.
Женщина в Средневековье: замужество, монастырь и опасное материнство.
#история #европа #средневековье #религия