• «ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ»
Проводился: 1940-50е гг / Музафер Шериф, социальный психолог
Это один из экспериментов в серии исследования поведения детей. Было отобрано 22 мальчика 11-12 лет, незнакомых между собой, имеющих схожие исходные параметры:
- белые
- ровесники
- схожее воспитание
- протестантские семьи
С самого начала эксперимента их разделили на две группы, каждая из которых не знала о существовании второй.
Командам давались различные задания для совместной работы и уже через 1-1,5 недели участники каждой команды сплотились, вместе шли к целям и даже придумали названия своим отрядам.
Далее две команды представили друг другу и предлагали им различные задания с духом соперничества (пр., перетягивания каната, спортивные игры). В результате соревнований победители получали призы, а проигравшие ничего. Изначально команды стали скептически относиться друг к другу, чувствовалось взаимное презрение. Через несколько дней мальчики перешли от взглядов к взаимным словесным оскорблениям, а затем дело дошло до драк. В итоге после победы одной из команд, проигравшая пробиралась в лагерь соперников и выкрала победные трофеи (туристические ножи). После того, как в какой-то момент, когда намечалась битва «вожаков», а остальные ребята начали собирать камни, взрослым даже пришлось вмешаться.
По итогам первого этапа исследования всем участникам было предложено кратко охарактеризовать свою команду и команду соперника. Что ожидаемо, об участниках своей команды все говорили как о смелых, дружных и сильных ребятах. В то время как соперников называли невоспитанными и подлыми.
После этой ситуации команды изолировали друг от друга на некоторое время, а затем снова собрали вместе. Но на этот раз им было предложено совместно выполнять различные задания для достижения результата. В результате всего через неделю совместных работ между ребятами существенно изменились взаимоотношения, они стали довольно дружными и вся неприязнь между ними пропала.
ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Исследователи показали, что группы единомышленников, погруженные в соперническую среду, могут быстро перейти в серьезное сопротивление. В то время как общие занятия и цели, наоборот, способны сплотить даже противоборствующих конкурентов.
• «КАРИЕ И ГОЛУБЫЕ ГЛАЗА»
Проводился: в 1970 / учительницей младшей школы американской школы штата Айова, ярой активисткой за права женщин и против расизма, Джейн Эллиотт с учениками третьего класса.
Поводом для эксперимента стало убийство чернокожего активиста в городе, где проживала и учитель и ее ученики. Она попыталась донести им, что расизм - это ужасно.
В начале своего эксперимента Эллиотт поделила класс на две группы — кареглазых и голубоглазых. В первый день эксперимента ребятам сообщили, что группа с голубыми глазами лучше, умнее и лучше группы кареглазых, для них теперь есть привелегии. Первым разрешили играть в новом спортивном зале, они могли взять дополнительную порцию еды в обед и задерживаться на перемене на 5 минут. Учительница хвалила голубоглазых за успехи. Кареглазым в это время запрещалось играть с ребятами из другой группы, они были лишены преимуществ первых и для них перемена сократились на 5 минут. Вдобавок учительница отсадила всех кареглазых на задние парты и повесили на них темные воротнички как символ внешнего отличительного признака.
Результаты не заставили себя ждать. Голубоглазые стали делать заметные успехи в учебе, увереннее себя чувствовать, но стали обижали и задевать кареглазых. Дети с карими глазами, наоборот, же стали тихими и забитыми, перестали справляться даже с простыми заданиями.
На следующий день учительница повторно провела эксперимент, но поменяла группы ролями. Ситуация повторилась: теперь «привилегированные» кареглазые почувствовали уверенность и стали обижать и унижать голубоглазых, которые, в свою очередь, притихли и стали забитыми детьми.
ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Он вызвал широкий общественный резонанс. Конечно, эксперимент не решил проблему расизма, но очевидно активизировал внимание к данной теме. Ещё долго ходили споры об этичности и научности такого исследования, а так же велись споры об эффективности его результата. В 1970 году им даже заинтересовалась пресса. Джейн была приглашена на ТВ и выступила в «Вечернем шоу с Джонни Карсом».
Общественное мнение разделялось на тех, кто поддержал Эллиотт и тех, кто был возмущён ее поступком. Однако она продолжала проводить такой эксперимент в будущем с другими своими учениками. Спустя 15 лет школьники, участвовавшие в самом первом исследовании, собрались в том самом классе и обсудили, что этот случай повлиял на их сознание и идея расизма стала казаться им совершенно непривлекательной и плохой.
• «БЕЗЖИЗНЕННОЕ ЛИЦО» / «КАМЕННОЕ ЛИЦО»
Проводился: 1978 год / Американскими психологами исследователями, под руководством Эдварда Троника
Ключевой задачей эксперимента было изучение феноменов, возникающих во взаимодействии родителя и маленького ребёнка. Сначала родителей просили поиграть со своим ребенком какое-то время. Играть и вести себя нужно было обыденно, как обычно они это делают.
Далее требовалось, чтобы родитель отвернулся от своего ребёнка на несколько секунд, а, повернувшись обратно, сделать каменное лицо и совершенно не реагировать на ребенка. Находиться все так же рядом с ним, но не трогать и оставаться без реакций.
Малыши почти моментально реагировали на изменения в поведении родителя. Они быстро становились потеряны и встревожены, пытались привлечь внимание родителей разными способами. То, что родитель хоть и был рядом, но оказался совершенно безучастным к ребёнку, сразу сказывалось на психо-эмоциональном состоянии детей.
В конце эксперимента родитель возвращался в своё обычное состояние и снова начинал контактировать с ребенком, пока к тому не возвращалось хорошее настроение.
ВЫВОД ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭКСПЕРИМЕНТА:
Он демонстрирует большую значимость эмоционального общения между родителями и детьми.
Детям для развития жизненно необходимо, чтобы родитель был доступен телесно и эмоционально. Тогда мир для ребенка останется безопасным и достижимым, а интенция к узнаванию мира будет только укрепляться в нём и расти.
Возможно эти эксперименты и кажутся отчасти жёсткими и жестокими по отношению к детям. Но они наглядно демонстрируют как моментально и существенно реагирует детская психика на изменения и потрясения вокруг себя.
#дети #психологические тесты #исследования #опыт из жизни #эксперименты над людьми #психология #родительство #соперничество #новости