Найти тему
Доктор Курпатов

Как эмоциональное состояние матери влияет на ребёнка?

О том, что такое счастье, узнаёшь лишь в подлинном горе. И все мы с этого начали. Находясь в материнской утробе, мы ощущали счастье. Все без исключения наши потребности тогда были удовлетворены, а это, согласитесь, большая удача и почти казуистическая редкость.

Но потом стало что-то происходить — это у наших матерей начались схватки. Из океана счастья мы мгновенно окунулись в ужас. Нас мяло, как тесто для пельменей, пока, наконец, не выбросило в неизвестный холодный, голодный и сначала даже удушающий мир. То был момент великой катастрофы...

Но вдруг всё это закончилось, мы раздышались, снова почувствовали тепло, а наши губы нащупали источник пищи. Блаженным пристанищем стало для нас материнское тело — теперь снаружи.

Первый год мы жили с материнским телом — оно нас кормило, грело, дарило тактильные ощущения, избавляло от дискомфорта, связанного с естественными физиологическими процессами. Материнский голос то успокаивал нас, когда мы в этом нуждались, то, напротив, играл с нами, когда нам того хотелось.

Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»

Мы научились узнавать лицо матери и радостно «гулили», когда оно появлялось в нашем поле зрения. Мы знали её руки, мы доверяли её рукам, они подхватывали нас при падении, удерживали, когда мы пытались встать — сначала на четвереньки, потом на ноги.

И пусть не все наши потребности удовлетворялись теперь немедленно, но, по крайней мере, у нас была уверенность — они будут удовлетворены.

Мы знали, что ещё какое-то мгновение, ещё чуть-чуть, и наш крик о помощи притянет к нам нашу благодать, и все проблемы уйдут, неприятности и боли забудутся, и будем только мы двое — наше тело и тело нашей мамы.

В семимесячном возрасте, впрочем, случается нечто непредвиденное. Умственное развитие ребёнка достигает такого уровня, что он начинает отличать «чужих», «третьих лишних». Весь мир делится на две части — с одной стороны, ребёнок и его мать, с другой стороны — «чужие».

Появление «чужих», к числу которых могут относиться и родной отец, и бабушки, и кто угодно ещё, рождает в ребёнке сильную тревогу*.

Даже если они не делают ему ничего плохого, они пугают его уже тем, что они — не мама. Второй раз в своей жизни ребёнок отчётливо ощущает, сколь важна для него мать, ведь у него появляется новая угроза («чужие»), соответственно, потребность в чувстве защищённости увеличивается.

*Здесь следует оговориться. Если эти люди (отец, бабушки, няньки и т. п.) принимали деятельное участие в уходе за малышом до этого момента, то они ассоциированы в сознании ребёнка с материнским телом и, соответственно, не воспринимаются им как «чужие». Но все «опоздавшие» к семи месяцам — «чужие».
Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»
Леонардо да Винчи «Мадонна с гвоздикой»

В многочисленных научных исследованиях было показано, что чувства уверенности и защищённости малыша напрямую зависят от поведения и состояния его матери в этот период — конец первого года жизни, начало второго.

И здесь необычайно важны две «мелочи»: как мать ведёт себя в отношении «чужих» и как она ведёт себя в этот момент со своим ребенком.

Ребёнок в семь-девять месяцев уже абсолютно точно различает то, какие эмоции испытывает его мать — радуется она «чужому» или же, напротив, раздражается на него, тревожится или расстраивается.

Если мать испытывает позитивные эмоции при появлении «чужих», то ребёнок достаточно быстро обвыкается с их присутствием и перестаёт испытывать тревогу, но если мать переживает негативные эмоции, то ребёнок испытывает многократно большее чувство тревоги, которое впоследствии сказывается на всём его дальнейшем развитии — и умственном, и социальном.

Теперь давайте рассмотрим конкретную ситуацию. Допустим, что мать нашей мамы (бабушка) слишком требовательна к своей дочери и считает её неспособной полноценно заботиться о малыше, раздражается на неё, критикует, обвиняет и понукает её. В этом случае появление бабушки в комнате, где находится её дочь со своим ребёнком, вызывает у матери малыша чувство тревоги, которое немедленно и в многократно усиленном виде передаётся малышу.

Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком»
Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», или «Мадонна с цветком»

При этом сама молодая мама, испуганная появлением своей доминантной (подавляющей её) матери, немедленно дистанцируется от своего малыша, предоставляя бабушке возможность выполнить «материнскую функцию».

Ребёнок оказывается не только испуганным, но и ощущает себя брошенным. Стресс оказывается системным.

Внешне подобные сцены не кажутся ни трагическими, ни сколько-нибудь серьёзными. Но это только на первый взгляд. В действительности же они не проходят бесследно. Ребёнок начинает проявлять к матери признаки амбивалентности — он то тянется к ней, то, напротив, отталкивает её от себя. Он потерял чувство защищённости и не знает, надо ли ему приближаться к той, что может вот так легко предать его в момент опасности.

Ребёнок на своем младенческом ещё уровне теряет ощущение абсолютной защищённости, теперь он не у Христа за пазухой, а если же он ещё там, то знает теперь, что «за пазухой» есть прореха.

Так в годовалом возрасте мы с вами познакомились с конфликтами, которые скрыто или явно царят в нашей семье. Это кажется странным и парадоксальным, но уже в этом возрасте мы узнаём о том, любят ли друг друга наши родители, каковы их отношения с их родителями, и понимаем — Эдем не создан для счастья, он лишь плацдарм, на котором разворачивается борьба неведомых нам сил.

Цитата из книги «Счастливый ребёнок. Универсальные правила»