Найти в Дзене
ManGO! Games

Как нас обманывают: особенности подачи информации

Оглавление

Продолжаем описывать когнитивные искажения. используемые для манипуляции сознанием. Начало: 1, 2, 3.

Эффект подачи информации

Одну и ту же информацию можно подать по-разному, а одно и то же предложение по-разному продать. Успех будет выше, если учесть особенности подачи информации. Сообщение о точности 90% будет принято позитивнее, чем об ошибке в 10%, хотя это одно и то же.

Люди охотнее согласятся на 90% проигрыша в лотерее, чем на 10% выигрыша. Для людей лучше «сохранить 50%», чем «потерять 50%».

Общество легче воспримет информацию о «95% выживаемости пациентов», чем о «5% смертности».

Пренебрежение количеством

Принимая решения, люди склонны игнорировать количество. Если проводить благотворительную кампанию по спасению 100 тигров, средняя сумма пожертвований будет такой же, как при предложении спасти 10 000 тигров. Зато редчайший вид хомячков спасать будут менее охотно, независимо от их количества.

Для человека значимость какого-либо образа будет высокой, если высока значимость этого образа внутри категории. Тигры в категории «животные» для человека – значимый образ, и этого достаточно, чтобы принять решение в пользу их защиты. О каком количестве идет речь – уже не имеет значения.

Мало того, чем больше аргументов в пользу идеи – тем меньше шансов, что ей будут доверять.

Если провести сбор средств на лечение людей от мигрени, люди принесут меньше денег, чем на поддержку тигров, потому что мигрень в категории «болезни» имеет более низкую позицию, чем тигры в категории «животные». Однако достаточно провести ряд информационных кампаний с акцентом на страдание человека при мигрени, как «вес» этого заболевания в глазах людей возрастет. Причем, даже сама упоминаемость термина в информационном поле подняла бы результаты акций по сбору средств – сработает «иллюзия истины».

Эффект пренебрежения знаменателем

Аргумент с использованием крупного числа воспринимается как более значимый, независимо от контекста. Человека больше поразит информация о 125 случаях из 10 000, чем о 5 случаях из 100.

Выводы

Оглянитесь – вокруг много манипуляции и так же много возможностей. Люди подвержены когнитивным искажениям, особенно в ситуации снижения самоконтроля – в страхе или в приподнятом настроении, на пике усталости или сбитые с толку неожиданными новостями. Постарайтесь не принимать решений в таком состоянии и с пониманием относиться к особенностям человеческого восприятия реальности. Не ленитесь анализировать и шире смотреть на ситуацию – и вы будете на две головы выше остальных, сможете понимать и прогнозировать происходящее, помогать окружающим и вдохновлять их.

Читайте также об эффекте Даннинга-Крюгера – искажении, которому подвержен в той или иной мере каждый из нас.