В начале 20 века приоритет самолетов, среди других видов авиационной техники, был не столь очевиден. Много времени уделялось дирижаблестроению. Несмотря на тихоходность, дирижабли обладали рядом преимуществ, например, большой полезной нагрузкой.
В те годы, несомненным лидером в области дирижаблестроения был немец, Фердинанд фон Цеппелин. Его имя было так известно, что некоторое время дирижабли называли "цеппелинами". Конечно же, в первую очередь, дирижабли получили военные специальности.
Огромные, сигарообразные конструкции, наполнялись водородом.
Производство гелия, другого газа легче воздуха, было очень дорого. От этого, взрывоопасного газа - наполнителя корпуса дирижабля, в основном и происходили ужасные катастрофы первой половины 20го столетия. 17 октября 1913 г.
Германское военное ведомство приобретает у Цеппелина дирижабль LZ 18. Но ему не суждено было поучаствовать в военных действиях. В этот день при попытке провести летные испытания, загорелся поршневой маршевый двигатель. Дирижабль свалился на землю и вспыхнул, унося жизни 28 человек. Ноябрь 1915 года.
В Германии поднимается в воздух огромный дирижабль SL6 "Шютте-Ланц". Конструкция его корпуса была сделана из древесины и фанеры, которые плохо переносят влагу. Это и послужило причиной крупной аварии. 10 ноября, при падении, он уносит в могилу 20 человек экипажа и наблюдателей.
7 апреля того же года, загорается очередной "баллон с газом".
На сей раз военный дирижаблю LZ 104. Он вылетел для атаки базы ВМС Великобритании на Мальте. Но при отходе от своей базы внезапно вспыхнул и рухнул на землю. Все находившиеся на борту погибли. 21 человек.
Катастрофы дирижаблей преследовали не только одну Германию. Газ, наполняющий корпус был везде одинаков - водород. Именно он и был причиной большинства аварий. 23 августа 1921 года.
уже дирижабль британской постройки R38, самый крупный в мире, на то время, ломается пополам из-за плохо просчитанной конструкции. На глазах у прессы и толпы зрителей он падает на землю. Лишь 5 членам команды удалось уцелеть. 44 - повезло меньше, они погибли.
1922 год, 21 февраля.
В США гибнет дирижабль, всего лишь год, назад приобретенный американской армией у Италии. После отказа управления он сталкивается с линией электропередач и взрывается. Гибнет 34 человека. 21 декабря 1923 г.
Полученный Францией по репарации у Германии, один из дирижаблей, был назван Диксмуд. В этот день, 21 декабря, он летел из Сицилии в Тунис. В него попала молния, и 48 человек гибнут в страшном взрыве. 5 октября 1930 года.
В Британии дирижабль R 101 совершал вынужденную посадку. От сильного удара о землю, он загорелся и взорвался. Из 54 человек, находившихся на борту, только 6 удалось спастись.
США старались не отстать от мировых тенденций воздухоплавания.
Причем все мировые крупные державы старались перещеголять друг друга величиной дирижаблей и их грузоподъемностью. Но принцип дирижаблестроения был тот же, со всеми присущими ему недостатками. И катастрофы продолжались.
В 1933 году, 4 апреля в результате сильнейшего ветра, кренится на бок и падает в Атлантику дирижабль Акрон. Из 73 человек, троим, удалось спастись. Примечательно, что для спасения людей "догадались" отправить другой дирижабль, который тоже терпит катастрофу. Еще два человека гибнут.
А точку, в эпохе дирижаблестроения, пожалуй, поставил Гинденбург. Всем известны трагические кадры хроники его гибели в Нью-Джерси. Символично, что огромный дирижабль, со свастикой на килях, величаво проплыл над Нью-Йорком, над Америкой, и во время приземления загорается и падает на землю объятый пламенем. 6 мая 1937 года на глазах у всей Америки гибнет чудо техники, прилетевшее из далекой Европы, со знатными лицами на борту. 35 человек погибли. К производству дирижаблей не раз потом возвращались, но их строительство ограничивалось единичными экземплярами.
#история #интересные факты #Дирижабль #Крушение #Америка #Британия #трагедия #Франция #Германия