Ещё один фильм, пострадавший от эпидемии коронавируса. Его рекламные ролики гоняли в кинотеатрах ещё за полтора года до премьеры, типа ждите уже, – но тогда мейджор не рискнул выпустить картину в свет. И вот когда несколько развиднелось, она наконец вышла в прокат.
Что можно сказать сразу, без долгого мучительного анализа. Фильм гораздо более динамичен, чем первая часть. Во много раз более динамичен, если рассматривать его с точки зрения блокбастера. Тогда интерес представляла сама концепция сюжета, она была внове, зрителю было мучительно любопытно, как это вообще – жить в мире, где нельзя шуметь, где нельзя вообще издать лишнего звука, иначе растерзают и сожрут. Плюс у многих дополнительно замирало сердце, когда у бедствующей пары родился ребёнок, которого уж никак не уговоришь молчать, чтобы не выдать своего местонахождения инопланетным хищникам. Маленькие дети – это вообще безотказный способ вызвать умиление у большинства взрослых, проверено.
Да, хищники оказались инопланетными – в первой части было совершенно непонятно, откуда взялись эти твари. Там это было непринципиально. Теперь же мы понимаем, что хищники как минимум пришли с неба. Объяснение дано схематичное и мало что объясняющее, но, по крайней мере, это попытка объяснения, засчитано.
Режиссёр и автор идеи Джон Красински, игравший главную роль в первом фильме, видимо, пережил немало горьких бессонных ночей, когда кино окупилось и финансово зафонтанировало – ибо его герой там концептуально погиб, и строить на нём продолжение было немыслимо. Впрочем, Красински нашёл способ добавить своему персонажу оплачиваемых съёмочных дней, показав в начале нового фильма предысторию франшизы – самый первый день вторжения астромонстров. Как вы уже поняли, у руля второй части остался тот же режиссёр, поэтому мир, монстры и герои прежние. Правда, дети, снимавшиеся в предыдущем фильме, неизбежно подросли, но это, как демонстрирует второй «Zомбилэнд», сущие пустяки для голливудского кинематографа.
С одной стороны, тот же создатель – это определённо хорошо. Всё выглядит так, словно история началась там же (с небольшим экскурсом в самое начало Вторжения), где закончилась взбудоражившая общественность первая часть. Режиссёр за прошедшие три года определенно возмужал и заматерел, насмотрелся боевиковой классики и позаимствовал у столпов саспенза вроде Хичкока некоторое количество специальных приёмов и гэгов.
Однако одно остается неизменным: если какой-то фильм добился успеха, то кинематографические боссы неизбежно станут держать его на контроле. Его нельзя провалить. Вот первое «Тихое место» было можно, за дешевизной постановки, а второй, на который уже выделен бюджет в несколько раз больше и сделана ставка, никак нельзя. Это уже успешная франшиза, которую при удаче можно растянуть ещё на несколько эпизодов.
Но увы: следы тщательного контроля продюсеров, пытавшихся сделать блокбастер, видны отчётливо, как во втором «Фантазме», однако к логичности происходящего, как бывает слишком часто, это не привело.
К примеру, грудной младенец, оставшийся в наследство от первого фильма, не нужен теперь абсолютно ни зачем. В первом после его рождения было ясно, что теперь героям хана – невозможно заставить маленького человечка никогда не кричать, и это добавляло происходящему драматизма. Хороший душещипательный ход. Теперь же родственники нашли способ заставить его заткнуться, и он всю дорогу спит в глухом ящике, куда ему подают кислород из баллона. Ребёнок не имеет в фильме особого значения – кроме того, что он вынужденно перешёл из предыдущей части, а убить его без нарушения сценарной логики у режиссёра, видимо, не поднялась рука. Ибо убийство ребёнка массовому зрителю очень не нравится.
Да, его кислород играет в фильме некоторую роль, но честное слово, оно того не стоило.
Питается грудной младенец, видимо, святым духом - за весь фильм нет ни одной сцены кормления, не показано ни одной бутылочки или подгузника (зато в полностью разгромленной мародёрами аптеке через многие дни после вторжения астромонстров находятся два нетронутых баллона с кислородом; один позже используют по назначению, а со вторым поступят примерно так же, как шериф в «Челюстях» - тоже рабская копия приёма, некогда принёсшего успех). Режиссер и автор сценария определенно никогда не имел детей, по крайней мере, не ухаживал за ними, иначе трудно объяснить показанное.
Нет, я понимаю, конечно, что нам неинтересно наблюдать на широком экране, как какают, к примеру, мушкетёры, хотя такое наверняка происходило регулярно. Для фильма о мушкетёрах эта информация абсолютно излишняя. Но создатели «Тихого места – 2» абсолютно не заморачиваются вопросом, откуда в постапокалиптическом мире берётся еда для маленького и куда деваются отходы его жизнедеятельности – а ведь в данном случае это, в отличие от повествования об эпохе Возрождения, уже сюжетообразующие моменты, такие частности способны круто изменить судьбу героев. Появление бэби в полуразрушенном монстрами мире вызывает не только ту главную проблему, что его не заставишь молчать. Оно вызывает еще море дополнительных бытовых проблем, которое в сумме может перевесить проблему главную.
Впрочем, во втором фильме режиссер пытается вообще избежать бытовых проблем. Монстры не умеют плавать – значит, на острове люди находятся в полной безопасности. Поэтому они там живут себе припеваючи в собственных коттеджах, жгут огромные костры, неведомо откуда берут еду и электричество, и никакие банды мародёров не пытаются их навестить, хотя люди с острова усиленно зазывают к себе спасшихся.
Это вообще традиционно для американских постапокалипсисов последнего времени: полное изобилие после грандиозного всеобщего краха. Режиссёры привыкли жить на всём готовом и ошибочно полагают, что так будет всегда. Насчёт электричества, щедро освещающего по ночам дома островитян, американцы, по-моему, всерьёз уверены, что оно берётся из розетки и абсолютно бесконечно. Герои таких фильмов обычно грабят заросшие бурьяном магазины по пути своего следования, даже не подозревая, что в реальности опустевшие магазины будут разграблены в первые же дни после катастрофы, и нашим героям в лучшем случае достанется только разбитое торговое оборудование. Это в лучшем случае.
Всё это напоминает «Zомбилэнд-2», где брошенный на улице автомобиль мгновенно заводится через десять лет после краха мировой цивилизации, а один из героев заявляет: «Пока работают гидроэлектростанции, об электричестве можно не беспокоиться». Но это эксцентрическая комедия, там такие эпизоды вставлены специально, для комического эффекта. Для чего же современные творцы всерьез её копируют?!
Опять же рассмотрим банду, обитающую на пристани со множеством яхт. Они что, действительно ни разу до нынешнего дня не столкнулись с тем, что астромонстр не способен преодолеть водную преграду? Чё, правда?! Вот эти люди, живущие у воды? Люди, живущие на пристани, у которой пришвартовано множество брошенных яхт – и до сих пор никто не попытался уйти в плаванье, чтобы отыскать остров подальше от береговой черты? Серьёзно? Они ни разу не замечали световых отбликов на не так уж далеко расположенном острове (туда даже сумел доплыть монстр на неуправляемом судёнышке) – а не заметить было сложно, ибо обитатели острова не жалеют топлива на свои бессмысленные костры и электричества на бессмысленное ночное освещение своих домов?..
В общем, это славная драма, но плохой постапокалипсис, принесите другой. Как традиционно говорит моя жена минуте на пятидесятой фильма с Брюсом Ли или Джеки Чаном, вот до сих пор реалистический же фильм был, а тут уже какая-то сказка попёрла. Если в первом, довольно камерном «Тихом месте» все несуразности быта можно было списать на то, что герои на своей ферме вот так вот всё обустроили, то теперь не спишешь даже на это.
А жаль, идея была любопытная. Но сразу было ясно, что она нежизнеспособна и не выдержит второго фильма, как тот Боливар – особенно если речь идёт не об одной семье, каким-то образом сумевшей приспособиться к новым условиям существования, а о большом количестве выживших.
Хотя как блокбастер, уже благополучно отбивший свою бюджет и пошедший на прибыль, оно пожалуй что и неплохо.