Только я сейчас отнюдь не о том австралийском кино из двух частей, которое про бессмысленную и беспощадную эротику семидесятых, то есть тех времен, когда все передовые просвещенные люди уже вовсю снимали для широкого экрана порно.
Я сейчас о том странном, тягучем, зловещем, нелогичном, совершенно мальчишеском американском ужастике про покойников и серебристые сферы, высасывающие мозг. Между прочим, предтече и вдохновителе легендарного «Кошмара на улице Вязов», в который автор сценария и постановщик Дон Коскарелли старательно выдавил все свои имевшиеся к тому времени психологические комплексы. Которая неожиданно породила могучий культ и многократно окупилась в прокате, здорово понравившись публике, еще не забывшей послевкусие эпохи хиппи (напомню, что к моменту съемок первой части постановщику Дону Коскарелли было всего 25 лет и он был едва ли старше своих героев). За нумером, если не ошибаюсь, пять.
Да, я понимаю, что смотреть это надо было, когда оно вышло. Но я вообще нетороплив в просмотре свежего кино, напомню. Разве что есть шанс упустить важный фильм в прокате. В этот раз, кажется, такого риска не было.
Что ж, минут двадцать просмотра, может быть, чуть более, я наивно полагал, что Коскарелли таки научился снимать кино. В его случае это, конечно, совершенно факультативно, любят его не за это, но все-таки сорок лет прошло, пора бы уж. Суриозно состарившийся Реджи Баннистер, изображающий возникающего из пустынного марева техасского ангела смерти, который лупит из пистолета по смертоносным серебристым сферам, пытающимся догнать его машину - это было довольно жостко и вполне нажористо. Это именно тот «Фантазм», который мы все знаем и любим, несмотря ни на что.
Еще успела понравиться замерцавшая было идея о том, что Реджи - всего-навсего спятивший старик в приюте, а все ужасы, что происходят с ним и его приятелями в предыдущих сериях - лишь бред старческого альцгеймера. На этом особо вкусные ништяки в принципе закончились, и начался очередной трудный и беспощадный «Фантазм» - зубодробительная мешанина из идей и сюжетов, которую невозможно просто смотреть, которую непременно надо преодолевать по-альпинистски, как крутой горный склон, вколачивая крючья и продергивая через карабины страховочные веревки (спойлер: бесполезно, все равно сорветесь). И еще сценарист, которого хочется сию минуту убить с особой жестокостью.
В этот раз Высокий, для разнообразия, таки осуществил то, что нелепо и беспощадно готовил больше сорока лет - инопланетное вторжение на Землю. Я так и не понял: таки это причудливое нечто было американским ученым XIX века, заблудившимся во времени, или безжалостным инопланетянином со сменной внешностью, которых точно таких же «многие десятки тысяч»? Или просто безумной галлюцинацией Реджи Баннистера? Коскарелли, похоже, до конца не определился с этим сам. Право, неважно; киносериал является культовым не из-за этих пустяков.
Короче, в итоге получившееся напоминает скорее «Чужих» или далекое будущее «Терминатора», чем традиционный «Фантазм». Остатки человечества, военизированные поневоле, в каких-то грязных коридорах и тоннелях (на поверхности мигом засекут) ведут смертельную борьбу с Высоким и его ручными сферами. Зловещие серебряные сферы, кстати, невзирая на все свои инструменты, всё так же беспомощно вязнут в человеческом теле и вообще в качестве оружия уступают в неэффективности, громоздкости и малопродуктивности разве что имперскому оружию из «Звездных войн». В мире человечества, атакованного инопланетянами, они вообще превращаются в гигантские корабли-матки, окончательно запутывая несчастному зрителю последние мозговые извилины: а?! это те самые сферы, внутри которых находятся человеческие мозги?! которые способны превращаться в реалистические образы людей?! мама, немедленно забери меня отсудова!
В конце, правда, очень понравилось: пара минут финальных титров, во время которых самые поспешные уже успеют выбежать из зала или выключить кино, после чего, совершенно беспощадно для малодушных, следуют еще около десяти минут показа немаловажных событий (вынырнувшая из небытия крутая военная негритянка-лесбиянка из третьего фильма и впервые появившийся в пятом фильме, но уже покалеченный взрывом коротышка, который за преклонным возрастом Реджи взвалил на себя роль главного комического эротомана; Реджи в начале фильма, впрочем, тоже успел благополучно отметиться на этом поле - когда этот мышиный жеребчик пропускал мимо себя симпатичных девчонок?). Очень, очень достойный финал.
Тут я как раз и узнал внезапно, что Коскарелли пятый фильм лично не снимал, и мой рухнувший мир уже никогда не будет прежним. «Дональд?! тут и сел старик» (тм) Впрочем, имеют место его общее продюсирование и непременный сценарий - в общем, этот дуб еще категорически пошумит.
Батюшко Ангус Скримм, бессменный исполнитель роли Высокого, не дотянул до премьеры пятой части несколько недель и скоропостижно помре. Сдается мне, это означает, что «фантазмов» больше не будет. С другой стороны, смерть Питера Кушинга не стала уважительной причиной для вышепоименованного не сниматься в очередных «Звездных войнах». Так что не исключено, что батюшко Скримм в оцифрованном виде еще неоднократно порадует нас присутствием в продолжениях саги, невзирая на свое физическое развоплощение.
Хотя я бы, честное слово, не стал. Достаточно уже. Закопайте наконец стюардессу.