Продолжаю показывать вам интересные архивные документы об использовании Московского метрополитена для укрытия населения летом-осенью 1941 года. Сначала напомню, что я вам уже показывал.
Первый материал был про учебную воздушную тревогу в Московском метро 24 июня 1941 года.
Второй про повторение учебной тревоги. Он называется «Смерть в метро», так как на платформе станции «Парк Культуры» умерла гражданка НЮНИНА, 72 лет, от сердечного припадка.
И третий материал был про последствия бомбардировки фашистами Москвы с 22 на 23 июля 1941 года, когда впервые пострадали объекты инфраструктуры метрополитена.
С событиями, которые произошли в ночь с 22 на 23 июля связан еще один интересный случай. В метро случайно оказался депутат Верховного Совета СССР Владимир Николаевич Образцов. В работе метрополитена он увидел недостатки о которых тут же написал Лазарю Моисеевичу Кагановичу.
В Российском государственном архиве экономики сохранилось его письмо, резолюция Наркома путей сообщения Кагановича и ответ метрополитена. Все это находится в одном деле (РГАЭ. Ф. 1884. Оп. 49. Д. 1297.)
Само письмо отпечатано на бланке депутата и содержит пометку СРОЧНО.
Как обычно, приведу текст письма в текстовом варианте, чтобы вам удобнее было читать.
В ночь на 23 июля, я провожая сестру, находился в убежище на метро станции «Комсомольская» и хочу сообщить Вам те недостатки организации, которые следует исправить. В метро было направлено, по-моему, не менее 10 000 человек пассажиров, многие из них с детьми и даже грудными. Медицинский пункт слишком мал и не может обслужить это количество. Совершенно не имеется уборных; я не видел, но думаю что многим, особенно детям приходилось испражняться непосредственно на пол. Лично я, например, приносил это лишение с трудом, а между тем было много людей гораздо более слабых, чем я. Мне кажется, необходимо поставить хотя-бы переносные тип уборных с засыпной землёй на посадочной платформе. Нет также воды; где-то внизу, говорят, будто есть баки с водою, но публика об этом не осведомлена; необходимо, чтобы были соответственные объявления и периодические сообщения по рупору. Было много приказов по рупору: «скорее, торопитесь, не сидите здесь» и так далее — порядка довольно грубых приказов, но не было никаких указаний публике о медицинском пункте, о воде и так далее.
Были случаи потери детей и здесь следовало бы организовать рупорные запросы, как это делалось, например, на сельскохозяйственной выставке. Но там это велось по радио.
Медицинский персонал не инструктирован и доктор–профессор, правда много помогавший, во многих случаях не мог дать никаких указаний. Было бы необходимо предложить начальнику метро немедленно созвать совещание об улучшении положения вместе с медицинским персоналом и немедленно устранить самые серьезные недочеты, то есть организовать уборные и снабжения водой.
Я думаю, что на платформах можно было бы поставить для детей кровати, диваны или нары, или хотя-бы застелить среднюю часть платформы ковром, чтобы не было холодно детям спать на каменном полу.
Депутат Верховного Совета СССР. В. Н. Образцов.
Письмо написано 23 июля 1941 года. Видимо, переждав ночь в метро, Владимир Николаевич тут же, по горячим следам, написал этот текст.
На письме есть резолюция Лазаря Моисеевича Кагановича. Первая строчка не читаемая, а дальше можно разобрать: «Новикову, Самодурову. Замечания важные и безусловно правильные. Доложите, какие меры вами приняты. Срочно».
Что ответил Михаил Афанасьевич Самодуров, начальник Метростроя, мы не знаем. А вот ответ начальника метрополитена, Ивана Сергеевича Новикова нам известен. Он лежит в том же деле.
По вопросам, затронутым в письме Депутата Верховного Совета СССР тов. ОБРАЗЦОВА о недостатках в организации укрытия населения на Метро, докладываю:
На всех станциях Метрополитена организованы медпункты, по своей пропускной способности удовлетворяющие обслуживание нуждающихся в медпомощи. В тоннелях расставлены медпосты. Медперсонал проинструктирован.
На всех станциях Метрополитена, за исключением ст.ст. Дзержинская и Охотный ряд, уборные имеются (в частности на ст. Комсомольская уборная на 48 мест). На ст. Дзержинская установлена 4 уборных временного типа с использованием дренажных колодцев и зумпфовых перекачек. Такого же типа уборная установлена на ст. Охотный Ряд. До 15-го августа уборными временного типа будут оборудованы и перегоны Центрального радиуса.
Все станции Метрополитена и перегоны линий II-й очереди водопроводом обеспечены. Установлены водопроводные краны и фонтанчики с питьевой водой.
На линиях 1-й очереди водопровод уложен на участке Сокольники — Красные ворота. На участке Красные ворота — Парк Культуры работы будут закончены к 10-му августа.
Тоннели застилаются деревянным настилом. Уложено 12 клм. настила между рельсами. Работы по укладке настила будут закончены 1-го сентября.
В пилонах станций: Красные ворота, Охотный Ряд, площадь Свердлова, Белорусская, Динамо, Курская и площадь Революции будут установлены 3-х ярусные полки на шарнирах, спускаемые на время движения поездов.
Срок окончания этой работы 15/1Х-с/г.
Докладная на имя Народного Комиссара Л. М. КАГАНОВИЧА о подготовке Метрополитена к работе в условиях военного времени и укрытии населения на метро 1/УШ — сдана мною в Секретариат Наркома.
Копию докладной прилагаю.
НАЧАЛЬНИК МЕТРОПОЛИТЕНА имени Л. М.К АРАНОВИЧА — И. Новиков.
Документ датирован 5 августа 1941 года.
Как видим, ответ весьма пространственный — мол уже все хорошо, все имеется. Хотя товарищ Образцов действительно мог столкнуться с некоторыми трудностями, ведь тогда это был второй налет фашистов на Москву и что-то в боевых условиях могло пойти не так.
Копия докладной записки у меня тоже есть, но я её покажу в через несколько дней — слишком много материала для одного поста.
А кто же такой Владимир Николаевич Образцов? Русский и советский учёный в области транспорта. Лауреат двух Сталинских премий (1942, 1943). Академик АН СССР с 1939 года. Генерал-директор движения первого ранга.
Как видим, не последний человек в транспорте, и в целом он понимал о чем пишет.
С 1901 года преподавал в Московском инженерном училище, с 1919 по 1922 год — профессор Московского института гражданских инженеров, с 1923 по 1949 год — профессор Московского института инженеров железнодорожного транспорта. С 1939 года и до конца жизни возглавлял секцию по научной разработке проблем транспорта АН СССР.
Основные научные труды Образцова посвящены проблемам проектирования железнодорожных станций и узлов, организации планирования сортировочной работы на сети железных дорог, а также вопросам взаимодействия служб железной дороги и различных видов транспорта между собой. Образцов является основоположником науки о проектировании станций и узлов, основатель и руководитель в Московском институте инженеров транспорта факультета «Эксплуатация железных дорог». Он руководил реконструкцией и расширением Ртищевского железнодорожного узла.
Активно участвовал в разработке идеологии детских железных дорог, с 1936 года был председателем Совета содействия строительству детских железных дорог.
В годы Великой Отечественной войны на свои сбережения приобрёл самолёт Як-1 № 1027, назвал его «Ртищевский железнодорожник» и подарил лётчику-истребителю 291-го истребительного полка, Герою Советского Союза, капитану А. Ф. Лавренову.
Александр Филиппович Лавренов всего выполнил около 150 боевых вылетов, участвуя в 40 воздушных боях, записал на свой счёт 30 побед: 27 личных и 3 групповые. Из них на именном самолёте совершил более 100 боевых вылетов, сбил 9 самолётов в воздухе и 2 уничтожил на земле. К сожалению 26 марта 1944 года самолет капитана Лавренова был сбит...