Найти тему
История живописи

Лютнист или лютнистка Караваджо?

Вот так бывает, что по картине не сразу понятно какого пола изображен персонаж. Картина была приобретена Эрмитажем (где она находится и по сей день) по личному настоянию императора Александра I. И долгое время, еще буквально какие-то 50 лет назад в каталогах музея она обозначалась как "Девушка с лютней". И вроде бы сейчас искусствоведы точно определились - это мужчина, пусть и с андрогинной внешностью. Что ж, давайте попытаемся разобраться в особенностях этого шедевра.

"Лютнист", Караваджо, 1595
"Лютнист", Караваджо, 1595

Было несколько причин, в результате которых пол у главного персонажа был изменен (в сознании искусствоведов естественно). Первая: лютня, как и скрипка внизу картины во времена художника считалась мужским инструментом. Это, честно говоря, спорное утверждение, хотя бы потому что есть картины других живописцев того времени, где на лютне играют именно женщины. Второй аргумент: ноты на столе - это басовая партия мадригала итальянского композитора того времени (Якоба Аркадельта, если быть точным), суть этого аргумента, что вокальную часть мадригала сложно исполнить женщине. Но ведь возможно главный персонаж просто играет музыку этого мадригала, без пения, не так ли?

Третий аргумент - в схожих сюжетах ("Музыканты", "Мальчик с корзиной фруктов") Караваджо рисовал именно юношей. Сам по себе этот аргумент может и не так силен, из правил всегда ведь возможны исключения, но вот если мы посмотрим на еще одну работу художника в этот период, то тогда кое-что проясняется.

"Мальчик, укушенный ящерицей", Караваджо, 1596
"Мальчик, укушенный ящерицей", Караваджо, 1596

Юноша, который очень гротескно реагирует на укус маленькой ящерки - поразительно похож на лютниста, не так ли? Мне вот показалось, что очень даже похож, тот же женоподобный образ, кудрявые каштановые волосы, пухлые губы и бант в волосах, но при этом здесь изначально вопросов относительно пола персонажа не было. Основная версия, что моделью для этих картин был Марио Миннити, его ученик и в тоже время модель - он не раз появляется в картинах молодого Караваджо.

Однако же это не все, что есть интересного в этой картине. Оказывается букет и фрукты слева неожиданно отсылают нас к излюбленной теме Караваджо, к... Иисусу. Дело в том, что цветы в букете подобраны в соответствии с их символичными обозначениями, которые в те времена использовались, чтобы рассказать земную историю Христа в зашифрованном виде. Так к примеру ирис символизировал явление Иисуса, который несет мир на землю, а роза - наоборот символизирует его страдания и кровь, то есть уход из земной жизни. Белые цветки жасмина обозначали любовь и всепрощение, вообще белый цвет в символах, как той эпохи, так и нашего времени - это символ чистоты и непорочности. Желтая маргаритка, которую мы видим в букете возвращает нас к детству Иисуса - по Библии его мать не нашла ему цветка в подарок (дело было зимой), и тогда сделала ему маргаритку из желтого шелка.

-3

Красный цветок шиповника снова возвращает нас к терновому венцу Христа, который одели на него в качестве насмешки над тем, что он "Царь Иудейский". С одной стороны сам шиповник очень колючее растение, как и тёрн, из которого по преданию был сделан венец Спасителя, с другой - красные плоды шиповника ассоциировали с его пролитой кровью.

-4

Набор фруктов также не случаен. Так, например, фиолетовая слива вновь отправляет нас к страданиям и смерти Иисуса, а желто-красная говорит нам как о его чистоте, так и о милосердии. Зеленый инжир - это символ муки Спасителя на кресте и его последующего воскресения. Груша же здесь - это зашифрованный символ мягкости и любви Создателя к миру. Так что великий итальянский художник, который стоял у истоков реализма - жанра, который потом будет долгое время доминировать в изобразительном искусстве, и здесь не обошел библейскую тему. Хотя при первом взгляде на картину этого и не скажешь.

Увлечение Караваджо всякого рода шифрами и символизмом он в должной мере отразил именно на этой своей картине. Кстати таких картин известно три: одна, находится в Эрмитаже и сегодня мы рассмотрели именно ее. Вторая - в музее Метрополитен, в Нью-Йорке.

Вариант "Лютниста", хранящийся в США
Вариант "Лютниста", хранящийся в США

Причем как видите, зашифрованных данных на "американской" картине нет - там отсутствует как букет, так и фрукты. Третья же находится в Великобритании, усадьбе Бадминтон-хаус и, по мнению большинства искусствоведов, является просто авторской копией той картины, что экспонируется в Эрмитаже с минимальными изменениями.

Надеюсь из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #искусство #религия #мировое искусство #библия #караваджо #картины со смыслом