Основной смысл возрастных кризисов заключается в изменении системы человека с окружающей реальностью и его отношения к ней. В отличие от кризисов, вызванные внешними обстоятельствами, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального психического развития человека.
В период возрастных кризисов происходит следующее:
- изменяется эмоциональный фон
- появляются симптомы депрессивного состояния
- выраженная тревожность и напряжённость
- снижение работоспособности
- дезадаптированность и т.д .
Далее мы последовательно рассмотрим каждый возрастной период и дадим ему основную характеристику:
КРИЗИС НОВОРОЖДЕННОСТИ
Кризис новорожденности можно охарактеризовать, как острое жизненное противоречие между единством матери и ребёнка (по-другому это называют психобиологический симбиоз). Иначе говоря между мамой и малышом происходит тотальный разрыв со множеством связей друг с другом. Поэтому, чтобы возникшее противоречие не обернулось плохими последствиями на дальнейшее формирование психики ребёнка, необходимо пройти, как маме, так и ребёнку, СОВМЕСТНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ быта в новых условиях действительности. Основой единости ребёнка и ухаживающего за ним взрослого является поддержание жизни, возможность развития и удовлетворение органических потребностей.
КРИЗИС ОДНОГО ГОДА
1. Развитие ходьбы (Д.Б. Эльконин подчёркивал, что главное в акте ходьбы не только расширяется пространство ребёнка, но и то, что ребёнок отделяет себя от взрослого)
2. Появление первого слова (ребёнок узнаёт, что каждая вещь имеет своё название, увеличивается словарь ребёнка, направление развития речи идёт от пассивного к активному)
3. Изменения аффективно-волевой сфере (вспышки гнева у ребёнка возникает, когда взрослые не понимают его желаний, слов или жестов, в том числе если взрослые не выполняют того, что он хочет, тем самым настаивая на своей самости)
Поэтому взрослому следует признать возросшие возможности и самостоятельность ребёнка, не злоупотребляя запретами, а предлагая ему новые формы сотрудничества основанные на предметных действиях.
КРИЗИС ТРЁХ ЛЕТ
Период от 2,5 до 3,5 лет, иногда называют “СТАДИЕЙ НЕГАВИТИВИЗМА” или “ПЕРВОЙ ВЗРОСЛОСТЬЮ”. Что это означает?
К трём годам у ребёнка возникает большое стремление в самостоятельности, что выражается в настойчивом «Я сам» и «Я хочу». Стремясь быть взрослым, ребёнок хочет делать все то, что наблюдает у взрослых.
Взрослые должны учитывать потребность в самостоятельности при выстраивании взаимоотношений с ребёнком, иначе в противном случае игнорирование данной потребности может стать причиной фрустрации или повышенной нервности ребёнка. Именно в этот период у ребёнка начинают проявляться упрямство и негативизм, направленная против взрослых, которые постоянно ухаживают за ним и опекают его.
Семь признаков трёх лет
1. Негативизм — отрицательная реакция и отказ от выполнения определённых требований взрослых
2. Упрямство — реакция на своё собственное решение, которое заключается в настойчивом требовании его выполнения
3. Строптивость — скрытый бунт против того, с чем ребёнок имел дело раньше ( Выготский)
4. Своеволие — стремление к отстаиванию своих прав на самостоятельность намерения
5. Обесценивание — обесцениваются старые привязанности к вещам, людям, игрушкам и к правилам поведения.
6. Протест-бунт — проявляется в частых ссорах с родителями
7. Стремление к деспотизму— проявляется в желании властвовать и управлять поведением родителей
В этот период родителям необходимо адекватно воспринимать на происходящие изменения в ребёнке. Заменить авторитарный стиль взаимодействия и гиперопеки, на ПАРТНЁРСКОЕ ОБЩЕНИЕ, предоставляя ему самостоятельность в разумных пределах. При таком раскладе конфликты и трудности общения между родителями может и не возникнуть или будет нести временный характер. Главное чтобы все происходило на фоне любви и заботливого отношения к нему.
КРИЗИС СЕМИ ЛЕТ
Почему вообще возникает данный кризис у детей? Все это, конечно, связано с изменениям социальной ситуации развития, или иначе говорить, когда ребёнок попадает в новую среду, то есть попадает в школу. Теперь ребёнку предъявляются совершено иные требования.Особенно чувствительны к данным переменам дети, в чьих семьях условия и требования значительно отличаются от школьных. Поэтому не у всех детей данный кризис проходит спокойно.
Характеристика кризиса (Л.С. Выготский):
- Возникновение паузы между обращением к ребенку и его ответной реакцией («как будто не слышит», «надо сто раз повторить »).
- Появление оспаривания со стороны ребенка необходимости выполнить родительскую просьбу или отсрочивание времени ее исполнения.
- Непослушание как отказ от привычных дел и обязанностей.
- Хитрость как нарушение сложившихся правил в скрытой форме (показывает мокрые руки вместо вымытых).
- Демонстративная «взрослость», иногда вплоть до карикатуры, манеры поведения. Данные особенности выполняют защитные функции от травмирующих переживаний
- Обостренное внимание к своему внешнему облику и одежде, главное, чтобы не выглядеть «как маленький».
- Повышенная утомляемость, раздражительность, беспричинные вспышки гнева на пустом месте.
- Рост вероятности появление страхов,
- Осознание своих чувств и переживаний, повышение тревожность и неуверенности в себе
- Детский негативизм (может проявляться в грубости, в упрямстве, в замкнутости, в непослушании).
Основные рекомендации:
- Разъяснение причинных оснований требований (почему надо делать что-то именно так, а не иначе)
- Предоставление возможностей осуществить новые формы самостоятельной деятельности
- Напоминание о необходимости выполнить поручение, выражение уверенности в способности ребёнка справится с ним
Помните !!! Если подавлять симптомы негативного поведения и стремление к самостоятельности в домашних условиях, то это замедляет формирование готовности к школьному обучению.
В СЛЕДУЮЩЕЙ СТАТЬЕ МЫ БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНО РАССМОТРИМ ПОДРОСТКОВОЙ КРИЗИС.