Введение
С началом экономических санкций от недружественных нам государств в текущем 2022 году на конвейере ВАЗ остались в основном только «Niva-Legend» (подробней о ней - тут) и «Lada Granta». Вызвано это перебоями с поставками комплектующих из-за рубежа. Данные две модели, потенциально наименее зависимы от них. «Granta», в частности, имеет степень локализации в 3280 балла – одну из самых высоких для выпускаемых в России моделей. «Granta» интересна еще и тем, что она еще наследие СССР, как собственно и обе «Нивы» (подробнее о «Niva Travel» - тут). В 1984 году на конвейер встал ВАЗ-2108 «Спутник» (подробнее о нем - тут). Созданный при помощи европейских фирм, включая «Porshe», он стала эпохальной для нашего автопрома и его базовая версия продержалась в производстве до 2002 года. Но по сути жизнь данной модели продолжается и сейчас - уже после завершения выпуска. В 2011 году на конвейере встала «Lada Granta», на той же платформе «Гамма» с более новым кузовом, но шасси, двигатель и поначалу коробка передач были еще потомками аналогичных узлов «Спутника». О ней речь пойдет ниже.
Описание
«Lada Granta» (изначально ВАЗ-2190) собственно создавали как дальнейшее развитие «Лады Калины». А «Калина» была выполнена на платформе «Гамма» – унаследованной от ВАЗ-2108. Но «Granta» получила иной кузов с удлиненной колесной базой. Двигатель, подвеска, рулевое управление, тормозная система и коробка передач были развитием агрегатов ее соплатформице - «Калины». Впоследствии старую коробку передач заменили на более современную и надежную конструкцию. Тем самым сохранилась преемственность с ВАЗ-2108. Но данные узлы на ВАЗ-2108 были вполне удачны, в чем немалая заслуга инженеров Порше. Вдобавок они весьма ремонтнопригодны, что немаловажно для российских условий. Двигателей первоначально было несколько. Два восьмиклапанных: ВАЗ-11183-50 мощностью 82 л.с и ВАЗ-11186 мощностью 87 л.с. И один шестнадцатиклапанный: ВАЗ-21126 мощностью 97 л.с (позднее и ВАЗ-21127 мощностью 106 л.с). Была версия с автоматической коробкой передач производства японской Jatco. А так же с «роботом», созданном на базе российской механической коробки и мехатроники немецкой ZF. Кузов изначально был только седан, но позднее появился и лифтбек. ВАЗ постепенно неплохо отработал конструкцию машины. Она была гораздо надёжнее более ранних моделей ВАЗ и гораздо лучше по ездовым качествам и комфорту. Но ныне выпускается Lada Granta рестайлинг (Официально «Новая Lada Granta»). Ее стали выпускать в 2018 году. О ней остановлюсь поподробнее. Она в отличие от предшественницы сразу получила несколько типов кузовов: седан, хетчбек, лифтбек и универсал. Плюс была версия, адаптированная для плохих дорог – «Lada Granta Cross» с кузовом универсал и большим клиренсом. Также имеется несколько вариантов двигателей, исполнения трансмиссии и комплектаций. Машина получила обновленный дизайн. Улучшили салон и модернизировали двигатели. Изменили главную передачу и улучшили роботизированную коробку передач. Но осталась и версия с АККП. Расширили оснащенность электронными системами активной безопасности. Подушка безопасности водителя есть даже в базовой комплектации «Стандарт». Двигатели также модернизировали. В частности, теперь нет опасности загибания клапанов в случае обрыва ремня ГРМ. Гамма моторов обновленной «Granta» включает прежний восьмиклапанный ВАЗ-11186, и модернизированные модели: ВАЗ-11182 мощностью 90 л. с. и ВАЗ-21127 мощностью 106 л. с. ВАЗ-11182 - это модернизация старого мотора ВАЗ-11186 , а ВАЗ-21127 уже ставился с 2013 на данную модель, но он как и ВАЗ-11182 получил «безвтыковые поршни», что позволяет избежать загиба клапанов двигателя. Также такие клапана получил и шестнадцатиклапанный ВАЗ-21126 мощностью 97л.с. Они все рабочего объема 1596см 3 и четырьмя цилиндрами, алюминиевой головкой цилиндров и чугунным блоком без наддува с распределённым впрыском и ремнем в системе ГРМ. Но они имеют как выше указано разное число клапанов, а также степень сжатия и отличаются по устройству. Но они все потомки моторов ВАЗ-2108 и ее модификаций. Механическая коробка передач с 2012 году ставится с тросовым управлением и имеет она 5 ступеней переключения. Ее считают достаточно удачной по сравнению с ее предшественницей. Автомат- 4 ступенчатый гидромеханический от Jatco с 4 ступенями. Это классический надежный японский автомат. Но машины с ним считаются несколько жадными то топлива. Пятиступенчатый робот в данный момент не устанавливается.
Машина считается весьма надежной и ремонтпригодной. В том числе на фоне своих соперников из других стран. Есть некоторые нарекания на ходовые качества. В частности, не советуют покупать версии без системы ESP из-за особенностей рулевого управления, делающей управление ей на трассе некомфортной. В тоже время большой плюс на фоне большинства зарубежный одноклассников - возможность установки самостоятельно или в сервисе стабилизатора поперечной устойчивости, которые повышает безопасность на дороге. В настоящее время ищут способы продолжения выпуска данной модели в случае если так и не будет поставок из стран, введших против нас санкции. В частности, разрабатывают вариант без подушки безопасности, систем ABC и ESP, с понижением класса экологичности двигателя с Евро-5 до Евро-2.
Заключение
На ВАЗ собирались в 2022 -2023 годах запустить на конвейер новую «Lada Granta» на базе французской платформы CMF-B унифицированной с последними версиями «Logan» и «Duster». Работы над новой версией «Lada Granta» ведутся и сейчас, но чем они завершаться, учитывая обстоятельства непонятно. Возможно наследие еще советских конструкторов и их европейских коллег еще из 80гг. XX века еще долго останется на конвейере. Но это лучше, чем ничего своего в производстве.
Источники
https://motorist.expert/vaz/11183.html, https://www.drom.ru/catalog/lada/granta/378519/,
А тут чтение для любителей понять, что, откуда и почему произошло в истории человечества)