Найти тему
Мысли инженера

Антикризисный план для АВТОВАЗа_2: быстрые технические изменения

Рычаг "мешалки" на Гранте. Фото из открытых источников.
Рычаг "мешалки" на Гранте. Фото из открытых источников.

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Давайте сегодня подискутируем о том, что мог бы сделать для нас наш любимый дважды автомобильный завод, дабы улучшить потребительские качества своих авто, пока в гамме нет полноценных новых автомобилей.

Вообще, мне кажется, хорошо бы было иметь на заводе некий отдел, который постоянно бы анализировал обратную связь от потребителей, все недостатки и постоянно вносил бы довольно существенные улучшения, по типу описанных ниже. Может, такой и есть (наверняка есть!), но как-то уж больно медленно они вносятся!

Те, кто много ездил на тазиках, не удивятся перечисленным мной недостаткам.

Первый и основной из них - это КПП на переднеприводном семействе. Помимо ужасного воя и в целом не большого запаса прочности, у нее совершенно морально устаревший ряд передаточных чисел, а именно большая разница между первой и второй передачами.

Возьмём для примера мою Гранту. Тяги на низких оборотах у неё не слишком много, главная передача 3,7, и в итоге ты разгоняешься на первой (ПЧ 3,63) где-то до 3,5к оборотов при бодром городском разгоне, втыкаешь вторую, а она ну ооочень длинная (ПЧ 1,95), обороты становятся меньше 2к, и машина резко снижает ускорение до невнятного. Это реально бесит, к тому же при безобидных с виду горках приходится переходить на 1 скорость и реветь мотором.

А также, это мешает коробке амт переключаться с 1 на 2 и назад достаточно быстро, из-за опасности износа синхронизатора.

Понятно, что вводить, например, 6 передачу, менять лонжероны кузова и решать проблему с её смазкой слишком дорого и нецелесообразно, хотя решения есть. Но изменить ряд передач, наверное, заводу под силу?!?

Решение есть - перейти на 2 передачу от 18 ряда, то есть 2,11. Тогда разрыв будет не в 1, 86 раза, а в 1,72, что уже меньше.

Также, сейчас все тазики перевели на главную пару 3,9. Тогда суммарное ПЧ на 2 передаче станет уже не 7,21, а 8,23, что сделает езду в городе намного приятнее.

Дополнительно, можно сделать 5 передачу не 0,78, а 0,69 - такие наборы шестерен тоже производятся. Ведь сейчас 4 и 5 передачи очень близко, между ними разница всего в 1,2 раза. А удлинение 5 передачи даст вкупе с другими мерами (см. ниже) экономию бензина на трассе, без ущерба для запаса тяги и более логичное переключение с 5 на 4 скорость, например, при обгоне. Разница между 5 и 4 передачами будет уже в 1,35 раза, 4 передача сейчас как раз стала чуть покороче, что тоже дополняет общую логичную картину.

Итого, сейчас передаточные числа с учётом главной передачи на моей Гранте:

  • 1я: 13,45
  • 2я: 7,215
  • 3я: 5,02
  • 4я: 3,487
  • 5я: 2,90.

Я же предлагаю :

  • 1я: 14,18
  • 2я: 8,209
  • 3я: 5,292
  • 4я: 3,67
  • 5я: 2,699

Что мы видим:

Стало легче трогаться, лучше динамика в городе, лучше обгон на 4 передаче (а обычно с 5 на 3 никто и не скидывает), лучше экономия топлива на трассе, дольше прослужит синхронизатор 2 передачи, быстрее переключение с 1 на 2. Из минусов, придётся переключаться чуть чаще, на самом деле отличия крайне малы.

На цену машины это никак не повлияет.

В вторых, можно толково модернизировать двигатели.

Недавняя модернизация базового 8-клапанного мотора - логичный, хоть и не бесспорный шаг.

Но можно сделать ещё довольно много, есть следующие предложения :

1. Выпуск новой версии 8-клапанного мотора на основе 11182 с улучшенными характеристиками в дополнение к этой версии, а именно:

  • Увеличить высоту блока цилиндров на приблизительно 4мм;
  • Применить коленвал с ходом примерно 80,6мм, получив рабочий объём около 1,7 литра;
  • Применить шатуны 133,32мм, для оптимального r/s;
  • Высоту блока использовать для работы с поршнями нового типа от 11182, с камерой сгорания частично в поршне;
  • Сделать нормальный впускной модуль изменяемой длины для расширения рабочего диапазона;
  • Дроссельную заслонку вернуть к прежнему размеру;
  • Изменить распредвалы на более широкофазные, с немного большим подъёмом
  • Возможно, сделать более развитый выхлопной коллектор с пониженным сопротивлением.

Вроде бы, изменения не очень большие. Однако, это позволит добавить тракторному мотору "верхов" и "середины" , не уменьшив "низы", получить около 100 л.с. и 155 нм на очень дешёвом 8 клапанном моторе. При этом, он будет невтыковым и в целом надёжным.

Такой мотор, кстати, отлично может подойти в качестве базового на Весту, снизив цену. Отлично он будет смотреться и на Ниве. Ниве он очень нужен!

Почему не 1,8 литра? Мотор 21179 получился не совсем удачным, вследствие низкого r/s и в целом слишком тракторной геометрии, а также чрезмерно ослабленного коленвала.

Пресловутая длина шатуна. Фото из открытых источников
Пресловутая длина шатуна. Фото из открытых источников

Не являясь экспертом, предположу, что 1,8 литра для двигателя на основе 21083, всё же слишком много.

2. Модернизация 16-клапанного двигателя в том же ключе.

На основе конструкции 21179, провести следующие изменения:

  • Сделать объём 1,7 литра за счёт хода поршня 80,6мм, увеличения длины шатуна до 133,32 мм и увеличения высоты блока примерно на 4мм, увеличив надёжность, ресурс, улучшив r/s и экономичность;
  • Помимо фазовращателя, применить развитый впуск изменяемой геометрии (более нормальный, чем на 21127!)
  • Возможно, применить более развитый выпускной коллектор;

Всё это позволит получить около 125 л.с. и около 160 н-м, заменить и 127, и 179 моторы. На Гранте Спорт такая версия мотора тоже хорошо бы смотрелась.

3. Неустанно вносить более мелкие изменения, чтобы сделать машины комфортнее и эффективнее.

Например, улучшать обтекаемость.

  • Можно чуть уменьшить огромные лопухи-зеркала на автомобилях концерна WAG они по площади, наверное, раза в 2 меньше, но в них всё видно;
  • Закрыть днище гладкими щитками в наиболее рельефных его местах - заодно станет потише;
  • Применить дефлекторы между бампером и радиатором, чтобы воздух не создавал излишних завихрений в этой части;
  • Применить резиновые щитки перед передними и задними колесами, для снижения завихрений в арках;
  • Применить вертикальные уплотнители между передними и задними дверями, что вкупе с меньшими зеркалами даст вашим ушам возможность не завернуться на трассе;
  • Применить дефлекторы в бампере, снижающие завихрения в арках.
  • Сюда же отнесу применение шин с более низким сопротивлением качению взамен ужасной штатной Белшины.

Эти меры будут стоить никак не дороже 10 000 рублей для покупателя, но сделают машину тише и накатистее, экономичнее - сопротивление движению снизится от 5 до 10% точно.

Можно также задуматься о некоторых мелочах, которые, будучи предложены заводом , точно добавили бы комфорта:

  • регулировке сидений по высоте как отдельная опция для семейства Гранты;
  • Нормального уровня акустику, на недорогих компонентах, тоже можно было бы предложить для комплектаций побогаче;
  • регулировке руля по вылету должна, на мой взгляд, вообще войти в базовую комплектацию. Не думаю, что это супер дорогой механизм. Пусть даже, чёрт с ним, это будет колхозный отдельный рычажок или барашек, и диапазон регулировки будет 2-3 сантиметра. Всё равно, проблему скрюченных ног это решит кардинально;
  • желательно вернуться к фарам H1/H7 с отдельными лампами, как было на Калине. Свет у Грант никудышный;
  • было бы отлично на более богатых комплектациях предлагать плафон подстветки для задней части салона, его очень не хватает;
  • Не так дорого, в условиях завода, было бы разработать и внедрить для комплектаций "выше среднего" нормальную бороду-подлокотник между передними сиденьями, с USB-разъёмами, местами для смартфона и хранения мелочи, блекджеком и куртизанками.
  • можно рассмотреть возможность оживить салон контрастными вставками разных цветов, предложить хотя бы 2 варианта цвета дверных карт и обивки сидений.

Как видите, я больше описываю изменения, касающиеся семейства Гранта, так как у меня по ним заметно больше опыта. Однако многое из этого применимо и к Вестам, и к Ларгусам, и к Нивам.

И главное во всём этом - чтобы заработал нормальный механизм клиентоориентированности, когда при заказе, можно собрать машину под себя. Набирать опции как "оптовыми пакетами", так и отдельными позициями. Иметь возможность выбрать "робот" и с базовым 8-клапанным мотором (на Датсунах то смогли автомат с ним совместить! Хотя Jatco у нас, наверное, всё) и т.д.

Вот лишь небольшая часть того, что можно сделать, не привлекая каких-то громадных инвестиций, инженерных компетенций и т.д., но что точно сделает наши тазики лучше, поможет им стать конкурентнее, пока не подоспели новые разработки. О них давайте подискутируем в следующий раз!

Приглашаю Вас в комментарии, буду рад услышать разные точки зрения на этот счёт.

Авто
5,66 млн интересуются