Транспорт — понятие широкое, вместившее в себя все средства передвижения, от велосипеда до космического шаттла. Но каждое утро нас интересует не полет на Марс, а дорога до работы. Поэтому для большинства важна безопасность, комфорт и долговечность средств передвижения. А потом уже их скорость, эстетика и индивидуальность. Есть, впрочем, и другие важные нюансы, о которых мы порой не задумываемся. О них мы и расскажем в этом материале, начав с самого углеродно нейтрального транспорта, но сосредоточившись на самом народном.
Пора менять резину
“Не надо изобретать велосипед”, — всем известное выражение. Велосипед человечество больше не изобретает, а вот колесо совершенствует постоянно. Речь, разумеется, о колесе автомобиля.
Идеальный резиновый круг должен обеспечить маленький износ, высокое сцепление с дорогой и низкое трение качения. Если с первыми двумя все понятно, то третье — это сопротивление движению: чем оно ниже, тем меньше расход топлива.
Все эти и не только требования обеспечиваются материалами, из которых создаются шины. В частности, синтетическими каучуками, которые производятся в СИБУРе. Это бутадиеновый, бутадиен-стирольный эмульсионный, бутадиен-стирольный растворный каучуки, а также бутилкаучук, бромбутилкаучук, хлорбутилкаучук и полиизопреновый каучук.
Почему синтетические каучуки настолько важны, что мы решили перечислить весь свой продуктовый ряд?
Исторический перерыв
В XIX веке случилась настоящая каучуковая лихорадка. Открытие этого инновационного материала на его родине в Южной Америке породило череду драматичных последствий: производители создавали целые новые города, торговцы сколачивали состояния, шпионы плели интриги (вывоз каучуконосов был под строжайшим запретом), а население региона, в том числе коренное, сперва было отправлено на масштабные работы по развитию каучуковой отрасли, а после бума оказалось брошено на произвол судьбы.
Нефтегазохим уравнивает шансы, делая будущее запланированным и предсказуемым: сегодня мы зависим не от каучуконосов, а от интеллектуальных усилий, умных и ответственных бизнес-расчетов и мощности производств. Первый синтетический каучук в России был получен еще в 1910 году, и сегодня, спустя столетие, мы продолжаем научную традицию, руководствуясь экологическими нормами и этическими принципами. Они — ДНК компании и основа ее стратегии устойчивого развития.
Добро пожаловать в салон
Шланги, профили, прокладки, провода и кабели, модификация ПВХ (поливинилхлорида) — все это тоже каучук.
Причем только ПВХ — синтетический полимер, наверное, второй по популярности в мире после полипропилена, — задействован в декоративных и защитных профилях, внутренней отделке салона, защитном покрытии днища, подушках безопасности, приборных досках, дверных панелях, звукоизоляции, подлокотниках и во многих других элементах автомобиля.
Кто-то скажет: у меня в салоне искусственная кожа, зачем мне этот ПВХ? В общем, искусственная кожа — это тоже ПВХ.
Используется он и в проводке.
Для внутренней отделки автомобилей также активно применяется пенополиэтилен. А полипропилен — основа для компаунда, из которого создают детали как интерьера, так и экстерьера.
Под пластиковым капотом
Корпус аккумулятора создан из полимеров. Из них же создаются многочисленные емкости под капотами авто.
Словом — автомобили все больше становятся пластиковыми, и если раньше подобное заявление встречалось негативно, то сегодня все чаще слышатся слова одобрения. И вот почему.
Полимеры легкие, а металлы тяжелые. Чем тяжелее средство передвижения, тем больше ему нужно энергии, тем больше потребление бензина, тем больше вредных выбросов. Это не говоря уже о затратах на бензин.
Еще в 70-х годах прошлого века обычный автомобиль на 79 % состоял из стали, сегодня металла в машинах около 55 %. Показатели пластмасс — рост с 6 % до 18 % за то же время.
Пластик и композиты уже изменили мир гонок, существенное снизив вес болидов той же “Формулы-1” и улучшив их скорость и динамические характеристики. И речь не только о емкостях или элементах отделки. Полиуретаны, поливинилхлориды, полипропилены, полиэтилены, как сами по себе, так и в составе композитов (например, стеклопластиков, углепластиков, органопластиков и базальтопластиков) в последние годы все чаще оказываются в составе ходовых частей и элементов кузова, из них делают крылья, бамперы, защиту двигателя, корпуса зеркал и многое другое.
Главное — чисто и доступно
Причем небольшая масса не означает низкой прочности — как раз наоборот. Высокая прочность дополняется электронейтральностью и коррозийной стойкостью. Мы ведь всегда искренне надеемся, что наше авто прослужит нам долго.
Перспективы у автомобильного (и не только — потому и говорим: “От велосипеда до космического шаттла”) и нефтегазохимического союза самые интересные. А участие в скрепляющей их производственной цепочке — работа как и захватывающая, так и ответственная. Потому что речь не только о количественных характеристиках, но и качественных: чем современнее технологии производства сырья для создания транспортных элементов, тем ниже экологическая нагрузка, а сам транспорт доступнее.
Ставим лайк и подписываемся за безопасную, комфортную и чистую дорогу до работы и обратно.
#сибУР #СделановСИБУРе #СделановРоссии #Авто #Зарулем #Технологии