В литературе последних лет писателями активно освещается тема ментального здоровья. Если раньше к психологическим проблемам в обществе относились с предубеждением и считали любой диагноз клеймом, то сейчас эти давно изжившие себя стереотипы рушатся, и многие публичные личности, в том числе и писатели, не боятся говорить об этом на публику. И это очень важный шаг в сторону отказа от социальной стигматизации людей с психическими расстройствами и развития гуманного и толерантного общества.
Так что сейчас никого не удивить страдающим от панических атак следователем в полицейском детективе или главной героиней романа, которая борется с синдромом навязчивых действий (более известным как обсессивно-компульсивное расстройство).
Но это всё касается современной литературы, а что же было в те времена, когда слова «психотерапия» и «антидепрессанты» вселяли в неискушенных в вопросах психологии людей (коих было большинство) страх и ужас?
Находились авторы, которые не боялись упоминать в открытую в своих произведениях диагнозы героев (например, в романе «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицджеральда жена главного героя страдала от шизофрении, а «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниела Киза вдохновлена реальной историей человека, впервые в истории США признанного невиновным в связи с психическим заболеванием).
Таинственная история Билли Миллигана ...
Но в большинстве произведений тема психического здоровья не упоминается прямым текстом, однако, если собрать воедино все мысли, чувства, эмоции и поступки некоторых героев, можно получить достаточно материала для анализа их психики.
Поэтому, почему бы нам не пофантазировать на эту тему, раз в наличии имеется столько благодатного материала? Дисклеймер: все мои предположения основаны на субъективном восприятии прочитанного, а в качестве теоретической базы выступают научные статьи и обучающие видео практикующих психотерапевтов. И поскольку мы имеем дело не с реальными людьми, а с вымышленными персонажами, то вполне можно позволить себе свободный полет фантазии.
1. Энни Уилкс (из романа Стивена Кинга «Мизери»)
Первое же имя, всплывшее в моей голове при составлении этого списка — Энни Уилкс, сумасшедшая поклонница творчества главного героя романа, писателя Пола Шелдона.
«Мизери» относится к разряду так называемого «ситуационного романа», когда практически все действия происходят в условиях ограниченного пространства — и это помогает еще лучше рассмотреть все странности и отклонения в поведении Энн, и, соответственно, ярче раскрывает ее психотическую сущность.
Диагноз Энни — шизоаффективное расстройство, которое представляет собой переходную форму между классической шизофренией и биполярным расстройством.
Симптоматика:
- Бредовые и странные идеи (держать человека взаперти, пока он не допишет новую книгу — так себе идея, не правда ли? А уж отрубить ногу в качестве наказания, носящего назидательный характер, — звучит еще бредовее);
- Искаженное восприятие реальности и потеря связи с окружающим миром, изоляция от общества (Энни живет в своем обособленном от окружающих мире, в бреду своих фантазий);
- Равнодушие к людям, эмоциональная отрешенность (она не ощущает абсолютно никакого сочувствия и жалости к своему заложнику);
- Резкие смены настроения (периоды мании и эйфории сменяются внезапными приступами плохого настроения и депрессии — Пол никогда не знал, чего от нее ждать);
- Отсутствие контроля над собственными эмоциями (все ее эмоции чрезмерные и неуместные);
- Излишняя подозрительность, доходящая до паранойи (именно этот симптом сводил с ума Пола, делая каждую новую попытку бегства обреченной на провал).
Рекомендуемое лечение: как и любое расстройство психотического спектра, шизоаффективный психоз требует в первую очередь применения лекарственных препаратов — нейролептиков и транквилизаторов, а в случае затяжной депрессии — антидепрессантов. Не менее важна и психотерапия, уже после того, как купируются острые симптомы после приема медикаментов.
2. Жюльен Сорель (из романа Стендаля «Красное и черное»)
История Жюльена Сореля, сына бедного плотника, стремящегося во что бы то ни стало пробиться в люди, доказав свою исключительность и убедив окружающих в силе своего ума и характера, и занять блестящее место в рядах высшего общества – одна из самых ярких и запоминающихся историй о стремлении к успеху среди классической литературы. А вот сам герой является классическим примером одной разновидности расстройств личности.
Диагноз Сореля — нарциссическое расстройство личности.
Симптоматика:
- Крайне раздутое самомнение и чувство собственной значимости (даже поведение перед смертной казнью свидетельствует о власти нарциссического расстройства над личностью Сореля: отказываясь от помилования, он тем самым обозначает свое внутреннее превосходство над окружающими и убеждает самого себя в собственной исключительности);
- Постоянные мечты и фантазии об ошеломительном успехе, головокружительной карьере, власти, красоте или идеальной любви (поначалу Сорель мечтал об успехе в военной карьере и даже сравнивал себя с Наполеоном, затем его честолюбие переключается на ипостась духовного лица);
- Считает себя особенным и не похожим на прочих людей из своего окружения (в родном городе он обречен на непонимание: «Все домашние презирали его, и он ненавидел своих братьев и отца...». Но, и оказавшись в высшем обществе, он испытывает к окружающим лишь презрение и отвращение из-за их лицемерия, жажды наживы и ограниченности ума);
- Постоянная необходимость в одобрении, похвале, восхищении окружающих, неспособность выносить критику (любые упреки госпожи де Реналь Жюльен тут же воспринимает в штыки, и даже поучения наставника — аббата Пирара, к которому он поначалу относился с таким уважением и благоговением, частенько подвергаются критике и скепсису);
- Использование других людей для своих далеко идущих планов и целей: нарцисс полагает, что все ему должны (отношения с госпожой де Реналь первоначально зародились именно исходя из корыстных побуждений, а уж про Матильду и говорить-то нечего — всё очевидно. Госпожа де Реналь в своем письме утверждает: «Сказать по совести, я вынуждена думать, что одним из способов достигнуть успеха является для него обольщение женщины, которая пользуется в доме наибольшим влиянием»);
- Высокомерие и тщеславие в отношениях с окружающими («Любовь его в значительной мере всё еще питалась тщеславием: его радовало, что он, нищий, ничтожное, презренное существо, обладает такой красивой женщиной»);
- Сложности с эмпатией (Жюльену трудно понять и почувствовать, какую боль он приносит своей возлюбленной);
- Постоянные эмоциональные качели в отношениях с близким окружением (сегодня он любит и идеализирует госпожу де Реналь, завтра ненавидит и презирает, считая ее главной причиной своего неуспеха и падения вниз).
Рекомендуемое лечение: нарциссы не видят проблемы в своем восприятии мира, поэтому крайне редко приходят в терапию. Побудить к этому их может какое-либо травмирующее событие: например, у Сореля это покушение на убийство и приговор к смертной казни.
И пусть шансы на полное избавление от нарциссических черт характера сводятся к нулю, но и здесь личная психотерапия может во многом облегчить жизнь пациента: она помогает выявить и рационализировать травматический опыт человека и наладить механизм социальной адаптации.
3. Дмитрий Карамазов (из романа Федора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы»)
Диагноз Дмитрия Карамазова — пограничное расстройство личности.
Симптоматика:
- Неустойчивость чувства собственного «Я» («Кто, дескать, мог бы разобрать из них виноватого и сосчитать, кто кому остался должен при бестолковой карамазовщине, в которой никто себя не мог ни понять, ни определить»);
- Нестабильные, сложные и наполненные драматичностью близкие отношения с характерным чередованием фаз идеализации партнера и обесценивания и глубокой ненависти («Веришь ли, никогда этого у меня ни с какой не бывало, ни с единою женщиной, чтобы в этакую минуту я на нее глядел с ненавистью, — и вот крест кладу: я на эту глядел тогда секунды три или пять со страшною ненавистью, — с тою самою ненавистью, от которой до любви, до безумнейшей любви — один волосок! Я подошел к окну, приложил лоб к мерзлому стеклу и помню, что мне лоб обожгло льдом, как огнем». «И никогда еще не подымалось из груди его столько любви к этой роковой в судьбе его женщине, столько нового, не испытанного им еще никогда чувства, чувства неожиданного даже для него самого, чувства нежного до моления, до исчезновения пред ней».)
- Чрезмерная импульсивность поступков (несдержанность в зале судебного заседания — один из самых ярких моментов, характеризующих импульсивную природу Дмитрия, не менее характерны и его поступки: вспомним, как он, схватив пестик, помчался к своему отцу, когда узнал про его дела с Грушей, а не найдя отца в доме, ударил подвернувшегося под руку слугу Григория);
- Хаотичная, беспокойная, неупорядоченная жизнь («Беспорядочно протекала вся его молодость: в гимназии не доучился, попал в военную школу, потом очутился на Кавказе, выслужился, дрался: на дуэли, был разжалован, опять выслужился, много кутил и прожил довольно денег»).
- Наличие разного рода зависимостей (постоянные кутежи и запои становятся неотъемлемой частью его жизни);
- Чрезмерный страх перед одиночеством — не может вынести чувства покинутости и отверженности (Дмитрий, чей отец… «забыл о нём совершенно», с трудом выносит одиночество, предпочитая любую компанию, только чтобы не оставаться наедине с самим собой);
- Резкие и непредсказуемые скачки настроения (гнев сменяется смирением, любовь — ненавистью, эйфория — печалью);
- Неадекватные реакции на стрессовые ситуации, которые зачастую провоцирует неконтролируемые приступы гнева и раздражения (Дмитрий на людях «оттаскивает за бороду обедневшего и жалкого» отставного штабс-капитана Снегирева, избивает в приступе гнева собственного отца);
- Самоповреждения, угрозы самоубийства («И странно было ему это мгновениями: ведь уж написан был им самим себе приговор пером на бумаге: «казню себя и наказую»; и бумажка лежала тут, в кармане его, приготовленная; ведь уж заряжен пистолет, ведь уж решил же он, как встретит он завтра первый горячий луч «Феба златокудрого», а между тем с прежним, со всем стоявшим сзади и мучившим его, всё-таки нельзя было рассчитаться, чувствовал он это до мучения, и мысль о том впивалась в его душу отчаянием. Было одно мгновение в пути, что ему вдруг захотелось остановить Андрея, выскочить из телеги, достать свой заряженный пистолет и покончить всё, не дождавшись и рассвета»);
- Бредовые идеи (когда Дмитрий, несмотря на свою невиновность, готов добровольно идти на каторгу: «Зачем мне тогда приснилось «дите» в такую минуту? Это пророчество мне было в ту минуту! За «дите» и пойду. Потому что все за всех виноваты. Надобно же кому-нибудь за всех пойти. Я не убил отца, но мне надо пойти…».
Рекомендуемое лечение: пограничное расстройство, как и любое расстройство личности, требует индивидуальной психотерапии (довольно длительной). Высокую эффективность при лечении такого расстройства показывает диалектическая поведенческая терапия, основанная на поиске баланса между принятием пациента таким, какой он есть, и помощью ему в достижении изменений. В ходе терапии пациент овладевает базовыми навыками психики, такими как: эмоциональная саморегуляция, навыки коммуникации и управления стрессом. Также Дмитрию Карамазову необходимо проработать сферу детско-родительских отношений — налицо влияние травматического детского опыта, когда он был с малых лет покинут собственным отцом.
4. Жорж Дюруа (из романа Ги де Мопассана «Милый друг»)
Диагноз Жоржа Дюруа — асоциальное расстройство личности.
Симптоматика:
- Пренебрежительное отношение к социальным правилам, нормам морали и закону и их осознанное нарушение (с каждым новым аморальным и отвратительным поступком, Жорж всё меньше и меньше терзается угрызениями совести: «Мало-помалу им овладело чувство постыдного внутреннего удовлетворения, он переживал бурную упоительную радость — радость непойманного вора»);
- Отсутствие привязанностей к людям и эмпатии (Жорж полностью равнодушен к чувствам чужих людей: каждая его любовница рассматривается только как предмет достижения целей, а не человек со своими чувствами, болью и страданиями. То же самое касается и друзей — у абсолютно бесчувственного и холодного Дюруа нет настоящих друзей — только инструменты для достижения собственных эгоистических целей);
- Отсутствие мук совести (никакого раскаяния милый друг не испытывает, он с легкостью перешагнет через любого, кто встанет на его пути к успеху и богатству: «Горе тем, кто помешает моим планам! Я никогда ничего не прощаю»);
- Высокомерие и завышенная самооценка («Ему казалось, что он одним прыжком способен перескочить от дверей церкви Мадлен к дверям Бурбонского дворца»);
- Патологическая склонность ко лжи (он с легкостью обещает вернуть взятые в долг деньги — но кто из его окружения действительно получил их обратно? Какая женщина может быть уверена в искренности его чувств? Можно ли со спокойной совестью положиться на него в работе? Окружение Жоржа, обжегшееся о мнимую доброжелательность и обаяние милого друга, явно ответило бы на все вопросы словом «нет»);
- Склонность к агрессии, гневу, насилию (чего только стоит сцена, где Дюруа в ходе ссоры с госпожой Марсель, которая высказывала ему вполне справедливые упреки, наносит своей любовнице жестокие побои: «Он бросился на нее, подмял ее под себя и принялся избивать ее так, точно это был мужчина»);
- Оправдание своих действий и обвинение других. (В ответ на обвинения одной из его любовниц Дюруа упрекает ее в глупости: «Послушай, ты глупа, как все женщины. Вы поступаете, как вам подсказывает чувство. Вы не умеете применяться к обстоятельствам… вы глупы»);
- Использование окружающих в собственных эгоистических целях с применением жестких манипуляций (госпоже Марель первой удается раскусить настоящую сущность Жоржа: «Как? ты хочешь, чтобы я разговаривала с тобой в белых перчатках? Всё время ты поступаешь со мной по-свински, а я не смей слова сказать? Ты всех обманываешь, всех эксплуатируешь, всюду срываешь цветы наслаждения и солидные куши и после этого хочешь, чтоб я обращалась с тобой, как с порядочным человеком?» А когда Жоржу грозит крах карьеры и окончательное банкротство, он не стесняется давить на женскую жалость: «Сколько мне еще суждено увидеть закатов?.. Восемь… десять… пятнадцать, двадцать, может быть, тридцать, — не больше… У вас еще есть время… А для меня всё кончено… И всё будет идти своим чередом… после моей смерти, — так же, как и при мне… — всё напоминает мне о том, что спустя несколько дней я ничего больше не увижу… Как это ужасно… не видеть ничего… ничего из того, что существует… самых простых вещей… стаканов… тарелок… кроватей, на которых так хорошо отдыхать… экипажей. Как приятны эти вечерние прогулки в экипаже… Я так любил всё это!»).
Рекомендуемое лечение: снова индивидуальная психотерапия, и довольно длительная. Но, как и в случае с нарциссами, социопата невозможно полностью избавить от расстройства. Лечение в этом случае ориентировано не на долгосрочную перспективу в виде личностных изменений, а на коррекцию поведения с помощью моделей ситуационного управления. В случае излишней импульсивности могут использоваться седативные нейролептики.
5. Илья Ильич Обломов (из романа Ивана Андреевича Гончарова «Обломов»)
Диагноз Обломова — избегающее (тревожное) расстройство личности.
Симптоматика:
- Систематическое уклонение от работы, связанное со страхом провала и позора (после небольшого неприятного случая на работе Обломов уходит будто бы на больничный, но после него так и не возвращается на службу: «...Обломов прослужил кое-как года два...», «...надо же было выздороветь, — а за этим в перспективе было опять ежедневное хождение в должность. Обломов не вынес и подал в отставку. Так кончилась — и потом уже не возобновлялась — его государственная деятельность...»).
- Самоизоляция от общества (герой уже 12 лет безвыездно живет на одном месте: «В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов...» И за эти 12 лет он так и не удосужился съездить в свое имение, чтобы узнать как там идут дела и всё ли в порядке).
- Наличие зависимости (За Ильей Ильичом водится 2 основных греха — это чревоугодие и домоседство: «...переполнять ежедневно желудок есть своего рода постепенное самоубийство; но он к этому привык и не пугался», «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днем всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире»).
- Боязнь всего нового и неизвестного (Обломов не любит перемены в жизни: «Ну, пусть эти «некоторые» и переезжают. А я терпеть не могу никаких перемен!», «Я восемь лет живу, так менять-то не хочется»).
- Крайне низкая самооценка, всегда ставит окружающих выше себя (Обломов считает себя неспособным решать проблемы и противостоять трудностям: «Я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще черным делом не занимался [...] Разве у меня такое здоровье, как у этих «других»? Разве я могу всё это делать и перенести?»).
- Избегание межличностных взаимоотношений из-за неконтролируемого страха быть отвергнутым, смешным и неловким (наиболее ярко это проявляется в письме Обломова к Ольге, в котором он объясняет ей, почему она не может его любить и почему им следует расстаться: «Послушайте, без всяких намеков, скажу прямо и просто: вы меня не любите и не можете любить», «Вы не любите меня, но вы не лжете — спешу прибавить — не обманываете меня; вы не можете сказать да, когда в вас говорит нет. Я только хочу доказать вам, что ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только бессознательная потребность любить, которая за недостатком настоящей пищи, за отсутствием огня, горит фальшивым, негреющим светом, высказывается иногда у женщин в ласках к ребенку, к другой женщине, даже просто в слезах или в истерических припадках»; «Теперь уже я думаю иначе. А что будет, когда я привяжусь к ней, когда видеться — сделается не роскошью жизни, а необходимостью, когда любовь вопьется в сердце (недаром я чувствую там отверделость)? Как оторваться тогда? Переживешь ли эту боль? Худо будет мне. Я и теперь без ужаса не могу подумать об этом»).
- Недоверие к окружающим («Недаром говорят, что женщинам верить нельзя: они лгут и с умыслом — языком, и без умысла — взглядом, улыбкой, румянцем, даже обмороками...», «Нет, этого быть не может! — вслух произнес он, встав с дивана и ходя по комнате. — Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…Она всё смеется надо мной»).
- Предпочтение мира грез и собственных фантазий реальности («Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка»).
- Крайняя степень стыдливости и робости («Штольц познакомил Обломова с Ольгой и ее теткой. Когда Штольц привел Обломова в дом к Ольгиной тетке в первый раз, там были гости. Обломову было тяжело и, по обыкновению, неловко»).
Рекомендуемое лечение: и снова я не скажу ничего нового — индивидуальная психотерапия. Наиболее эффективно себя показало направление когнитивно-поведенческой терапии, которая поможет пациенту овладеть коммуникативными навыками и проработать негативные установки об окружающем мире и самом себе. Также неплохие результаты показывает и групповая терапия — опять же, дополнительный инструмент социализации. Если же к избегающему расстройству присоединяется депрессия (что как раз очень похоже на ситуацию Ильи Ильича), то показан прием антидепрессантов. А при острой тревоге — транквилизаторы.
Автор: колумнист Софья Петрова
#психические заболевания #персонажи книг #герои книг #литература #что почитать