Предотвратить все разногласия – задача не из легких. Поэтому даже самым уравновешенным людям трудно избежать конфликтов на работе. Сегодня поговорим о видах рабочих конфликтов, причинах и методах борьбы с ними.
Что такое конфликт?
Конфронтация – часть рабочего процесса. Но иногда споры о том, как выполнить проект, перерастают в конфликт. Конфликт – это неоднозначный термин, который в широком смысле понимается как столкновение или противостояние. Несмотря на то, что конфликты давно известны истории, само слово «конфликт» пришло к нам относительно недавно из латинского языка (пер. «conflictus» – столкнувшийся). Такого слова нет в словаре Даля, и начали использовать его только во второй половине XIX века. Сейчас конфликты изучаются психологами, социологами, юристами, политологами и даже математиками, которые работают с теорией игр.
Почему важно предотвращать конфликты?
Конфликты ухудшают атмосферу, повышают напряженность в коллективе и мешают работать. Сотрудники, вовлеченные в конфликт, испытывают стресс и вкладывают энергию не в работу, а в борьбу друг с другом. В результате это приводит к снижению производительности отдела или компании.
Признаки конфликтной ситуации
- Двойственность. Наличие нескольких сторон, которые противостоят друг другу (исключение – внутриличностный конфликт).
- Активность, которая выглядит как противодействие. Она возникает из-за определенной причины, которая мотивирует конфликтующие стороны отстаивать свою позицию.
- Субъектность. Другими словами – это наличие активной стороны, которая создает конфликтную ситуацию и нередко выступает агрессором. Традиционно, такие люди отличаются «конфликтным» мышлением.
Виды конфликтов
- По типам воздействия на отношения конфликты делятся на конструктивные и деструктивные. Первый вид, конструктивный, часто становится толчком для дальнейшего развития и переосмысления ситуации, а второй, деструктивный, – мешает принятию верных решений и развитию отношений.
- Относительно количества участников конфликты бывают: внутриличностные, межличностные, конфликты между человеком и группой и межгрупповые конфликты.
- Конфликты могут быть внешними (например, борьба человека с наводнениями) и внутренними (борьба за первое место на конкурсе).
- По способу разрешения конфликты разделяют на насильственные и ненасильственные.
- Конфликты делятся и по сферам: социальные, экономические и организационные, о которых мы и поговорим подробнее.
Причины возникновения организационных конфликтов
80% сотрудников, находящихся в конфликте, пытаются разрешить его самостоятельно, но не каждому это удается. Что делать, если конфликт уже произошел? Во-первых, разберитесь в причине его возникновения. Мы изучили статистику HeadHunter и выделили несколько факторов, которые могут привести к конфликтам. Среди них:
- Отсутствие коммуникации между сотрудниками, которое приводит к недостатку или искажению информации о рабочих процессах.
- Нездоровое отношение к сотрудникам со стороны руководителя. Объективная оценка и умение правильно распределить задачи – важные качества для руководителя. Но если руководитель предъявляет к некоторым сотрудникам завышенные требования и выделяет любимчиков, это может стать причиной появления конфликтов и текучки кадров.
- Нездоровые отношения между сотрудниками (личная неприязнь, неспособность слышать, темперамент и т. д.).
- Разные взгляды на обязанности, способы достижения целей, темп работы и рабочие привычки в целом часто приводят к конфликтам на работе. Кто-то предпочитает добросовестно трудиться каждый день, а кто-то делает все за час до дедлайна.
- Причинами возникновения конфликтов могут быть неудовлетворенность условиями работы, недостаточная сплоченность команды, токсичность и буллинг, стресс или проблемы в личной жизни.
Что делать, если вы стали участником конфликта?
Независимо от причины конфликта игнорировать его нельзя. Лучший помощник в решении проблемы – это разговор. Чтобы общение с коллегой было результативным, придерживайтесь следующих правил:
- · Не торопитесь отвечать. Найдите время и аргументы, которые помогут отстоять вашу позицию. Подумайте, как можно разобраться в ситуации, и только потом действуйте.
- Не занимайте позицию «прокурора», не критикуйте и не обвиняйте коллегу. Если вы в чем-то не согласны, объясните свою позицию.
- Избегайте негативных эмоций. Не повышайте голос и разговаривайте немного медленнее. Это поможет сдержать эмоции и избежать ссоры.
- Не обращайте внимание на грубость. Резкость в конфликте является признаком того, что человек не уверен, что он прав.
- Прислушайтесь к мнению визави. Постарайтесь понять, как думает ваш коллега. Это даст возможность взглянуть на ситуацию с другой стороны и понять причину его возникновения.
- Умейте признавать вину. Если в процессе разговора вы поняли, что ошиблись – признайте это. Такая позиция поможет найти компромисс и сохранить отношения с коллегой.
- Расскажите о конфликте руководителю. Хороший руководитель понимает, что конфликты влияют на продуктивность работы. Возможно, он сталкивался с подобными ситуациями и знает, как их решить.
Научитесь определять причины конфликтов, найдите новую для себя стратегию поведения в конфликтах, а также потренируйтесь разрешать конфликты при минимальных затратах энергии и времени на нашем курсе Искусство управления конфликтом