МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ (prof.Зелинский, чемпион мира, доктор философии, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, директор Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Санкт-Петербург, Россия).
Доброго времени суток. Я, Сергей Зелинский, хочу Вам помочь.
Методы манипулирования.
1. Провокация подозрения.
Изначально ставим собеседника в критические условия, убежденно выдвигая заявление типа: «Вы думаете, я буду вас уговаривать?..», после чего собеседник станет нас убеждать в обратном, и тем самым, проговаривая несколько раз установку, бессознательно склоняется к мнению о нашей честности.
2. Ложная выгода.
Словами типа: «Вы так говорите, потому что сейчас от этого требует ваше положение…» ставим под сомнение собственные доводы, ссылаясь на якобы более выгодные условия, в которых находится наш оппонент. Что, в свою очередь, заставляет этого оппонента оправдываться в желании убедить нас в своей честности и снять с себя подозрение. Тем самым собеседник бессознательно ослабляет свою оборону, дозволяя проникнуть в свою психику для нашей атаки.
3. Агрессивная манера ведения разговора.
Берем изначально высокий и агрессивный темп речи, чем бессознательно ломаем волю оппонента, вынуждая его соглашаться с нашими доводами.
4. Мнимое непонимание.
Ссылаясь на выяснение для себя правильности только что услышанного, повторяем сказанные слова, но вносим в них свой смысл. Произносимые слова могут быть наподобие: «Извините, правильно ли я вас понял, вы говорите что…», — и дальше повторяем 70% того, что услышали от собеседника, а 30% добавляем другой, необходимой вам, информации.
5. Ложное соглашательство.
Как будто соглашаемся с информацией, полученной от собеседника, но тут же вносим свои коррективы. Типа: «Да, да, все правильно, но…».
6. Провокация на скандал.
Вовремя сказанными обидными словами вызываем гнев, ярость, непонимание, обиду и проч., чтобы вывести оппонента из себя.
7. Специфическая терминология.
Люди зачастую стесняются переспросить термин, который не знают, тем самым бессознательно принижают свой статус и попадая в зависимость.
8. Эффект ложного подозрения.
Определенными словами изначально ставим собеседника в положение защищающегося. Например: «Вы думаете, я буду вас в чем-то уговаривать?», — что уже изначально вызывает у объекта желание убедить вас что это не так и тем самым объект раскрывает себя для бессознательного согласия с вашими последующими словами.
9. Ссылка на «великих».
В разговоре оперируем цитатами из речей известных людей, и тем самым подводим оппонента к нужной вам точке зрения.
10. Формирование ложной глупости.
Высказываниями типа — это банально, это полная безвкусица и проч., —формируем у объекта наших манипуляций изначальное бессознательное принижение его роли и тем самым подготавливаем его к психологической зависимости от вас.
11. Навязывание мыслей.
С помощью периодически повторяемых фраз приучаем объект к какой-либо информации, которую собираемся до него донести.
12. Недосказанность, с намеками на некие обстоятельства.
Посредством особого рода недоговоренностей формируем в объекте ложную уверенность в сказанном посредством бессознательного домысливания им тех или иных ситуаций. Причем, когда в итоге оказывается, что он «не так понял», у собеседника практически полностью будет отсутствовать какая-либо составляющая протеста, т. к. бессознательно он остается уверен, что сам виноват, т.к. не так понял.
13. Мнимая невнимательность.
Инсценируем собственную якобы невнимательность, а после уже ставим объект перед фактом.
14. Ориентация на плюсы.
Концентрируем разговор только на плюсах, тем самым продвигая свою идею и в конечном итоге манипулируя психикой другого человека.
Способы манипулирование сознанием.
1. Обманчивые уточнения.
Манипулятор, делая вид, что желает получше что-то уяснить для себя, переспрашивает вас, однако повторяет ваши слова только вначале и далее только частично, внося в смысл сказанного вами другой смысл, тем самым изменяя общее значение слов в угоду себе.
Поэтому следует всегда вслушиваться в то, о чем вам говорят, и заметив подвох — повторить свои первоначальные слова.
2. Перескакивание тем.
Манипулятор стремится после озвучивания какой-либо информации — спешно перейти на другую тему, чтобы ваше внимание тут же переключилось на новую информацию, а значит прежняя информация, которая не была «опротестована», получит свою легализацию.
В этом случае надо его остановить, и переходить к следующей теме только после уяснения предыдущей.
3. Псевдо-невнимательность.
Манипулятор демонстрирует показное безразличие, за счет чего получает те факты, которые вы не собирались выкладывать, ибо, желая показать важность того, о чем говорите – приводите все новые и новые сведения.
Поэтому надо не поддаваться на провокации.
4. Мнимая слабость.
Манипулятор показывает нам свою слабость, мы начинаем его воспринимать снисходительно, тем самым недооценивая противника.
Поэтому – пусть всегда ваш разум контролирует любую ситуацию.
5. Ложная влюбленность.
Манипулятор разыгрывает влюбленность или чрезмерное уважение, и тем самым добивается намного большего, нежели чем если бы открыто о чем-то попросил.
Чтобы не поддаться таким провокациям — следует иметь, как говорил Дзержинский, «холодный разум».
6. Непомерный гнев.
Манипулятор искусственно вызывает в себе немотивированную агрессию к вам, чтобы вызвать у вас желание пойти ему на уступки дабы его успокоить.
Защитой является – полное спокойствие с вашей стороны.
7. Быстрый темп.
За счет быстрого темпа речи и ссылаясь на якобы отсутствие времени, манипулятор стремится протолкнуть какие-то свои идеи.
В качестве противодействия – возьмите паузу, сославшись, например, на необходимость сделать срочный звонок по телефону. Или иным способом сбейте излишне быстрый темп собеседника.
8. Мнимая усталость.
Манипулятор всем своим видом показывает усталость и невозможность что-то доказывать, ожидая от вас следующей реакции: вы согласитесь, дабы не утомлять его своими возражениями.
Поэтому – не поддавайтесь на провокации.
9. Оказанная любезность, или плата за помощь.
Сделав доброе дело, манипулятор пытается «под шумок» протолкнуть какие-то свои идеи, подсадив вас на крючок.
Поэтому помните, что за все надо платить, и по возможности – ни у кого ничего не просите.
10. Перебивание.
Периодически вас перебивая манипулятор стремится направить тему беседы в нужное ему русло.
Не обращайте внимания.
11. Скажи «да».
Манипулятор так строит диалог, чтобы вы все время соглашались с его словами.
Защита — сбить направленность беседы.
12. Ложное цитирование.
Манипулятор вдруг начинает цитировать якобы вами сказанное, внося свой смысл.
Защита – помните, о чём говорили.
13. Ложная схожесть.
Манипулятор доверительно сообщает о якобы схожести вас с ним в чем-то, тем самым рассчитывая притупить ваше внимание, т.к. мы любим себе подобных.
Защита — резко выделить свою непохожесть.
14. Внезапная честность.
После непродолжительной беседы манипулятор вдруг доверительно сообщает вам что намерен сообщить что-то очень важное, т.к. вы ему понравились, и он может вам доверять. Тем самым манипулятор усыпляет вашу бдительность.
Защита – не верьте.
Приемы манипулирования.
1. Подача информации на фоне незаинтересованности.
Если человек будет думать, что мы его не хотим в чем-то убедить, то подсознательно он будет нам больше верить, а значит сработает один из механизмов внушения наяву и таким образом удастся ввести в его мозг нужную информацию.
2. Подача информации на фоне транса.
Транс, если коротко, это усталость внимания. В состоянии транса психика человека восприимчива к запоминанию любой информации.
3. Подача информации на фоне эмоционального возбуждения.
Информация, преподносимая на фоне эмоционального возбуждения (страх, ненависть, любовь, восторженность, и т.д.) практически сразу откладывается в подсознании, формирует там соответствующую психологическую установку, и в последствие оказывает влияние на формирование мыслей и поступков.
4. Подача информации на фоне благодетели.
Перед тем как ввести в мозг нужную информацию, манипулятор выступает в роли благодетеля, например, предоставляя объекту нечто, о чем он до этого мечтал. Таким образом ослабляется барьер критичности на пути любой информации, поступаемой в последующем от манипулятора.
5. Подача информации на фоне совместного участия в каком-либо деле.
Как известно, общее дело всегда сближает. Обретя таким образом доверие, манипулятор далее умело этим пользуется, навязывает ничего не подозревающему объекту свои правила игры.
6. Подача информации на фоне предварительного поручительства влиятельного лица.
В этом случае прикрываются поручительством кого-то, и, заручившись его поддержкой, действуют якобы с его слов, т.е. согласно полномочий, которыми их наделили. При этом само поручительство может быть истинным, ложным, или не до конца истинным (например, получив «добро» на выполнении отдельной миссии, подобное «добро», уже не ставя в известность влиятельное лицо, манипулятор проецируют и на другие дела.
7. Подача информации на фоне предварительного вызывания симпатии.
В данном случае, в результате повышенного доверия, манипулятор вводит в мозг объекта нужную информацию, не вызывая сопротивления у объекта манипуляций.
8. Подача информации на фоне раннее успешного сотрудничества.
Свойство психики — переносить единожды совершенный поступок одного человека на всю его дальнейшую жизнь. Данный факт умело использует манипулятор.
9. Подача информации на фоне предварительного формирования чувства спокойствия.
В состоянии умиротворенности ослабляется цензура психики, а значит, подаваемая информация будет «благосклонно» воспринята психикой.
10. Подача информации на фоне интереса к вам.
Наиболее эффективный метод осуществления манипулятивного воздействия, т.к. в данном случае не требуется проводить «калибровку» объекта, а он сам идет на контакт.
11. Подача новой информации на фоне схожести с уже имеющейся информацией.
В этом случаем значительно повышается вероятность того, что новая информация не вызовет у объекта протеста, а значит беспрепятственно будет «навязана» ему.
12. Подача информации на фоне якобы заботы.
Коварный прием психологических манипуляций, зачастую имеющий серьезные последствия.
Манипуляции с помощью масс-медиа.
1. Принцип первоочередности.
Основан на специфике психики верить информации, которая поступила первой. Когда позже появляется другая информация, к ней относятся критически.
2. Якобы очевидцы событий.
Находятся якобы очевидцы событий, т.е. на самом деле вымышленные лица, имя которых ради конспирации скрывается или дается им вымышленное чтобы нельзя было их найти и установить правду.
3. Образ врага.
Искусственно создается угроза, нагнетается обстановка, и под шумок осуществляют любые меры.
4. Смещение акцентов.
То, что нежелательно, но о чем нельзя промолчать, преподносится на втором плане, а постороннее – на главном.
5. «Лидеры мнений».
В качестве таких лидеров выступают различные фигуры, ставшие авторитетными для определенной категории населения.
6. Эмоциональное заряжение.
Информация подается на фоне накала страстей (например, ток-шоу).
7. Показная проблематика.
Любую информацию можно или затмить, или наоборот, уделить ей повышенное внимание путем повторов.
8. Недоступность информации.
Очень распространенный прием, когда ту информацию, о которой хотят умолчать, попросту не допускают в эфир.
9. Удар на опережение.
Заблаговременно делают выброс негативной информации и создают максимальный резонанс. К моменту принятия непопулярного решения, аудитория уже устанет от протеста и не будет реагировать так отрицательно.
10. Информационный штурм.
На аудиторию обрушивают шквал ненужной информации, чем притупляют сознание масс, и большинство людей не сможет выудить из потока шлака руду.
11. Обратный эффект.
В адрес кого-либо намеренно производят выброс такого количества резко негативной информации, что через время эта информация достигает прямо противоположного эффекта.
12. Зло с человеческим лицом.
Информация, которая может вызвать нежелательный эффект, произносится обычным тоном, словно бы ничего страшного не происходит.
13. Односторонность освещения событий.
При конфликте двух и более лиц намеренно предоставляется возможность высказаться лишь одной стороне процесса.
14. Принцип контраста.
Необходимая манипуляторам информация подается на фоне другой, изначально негативной и отрицательно воспринимаемой аудиторией.
15. Манипулятивное комментирование.
Посредством комментария при показе информации аудитории внушается необходимый манипуляторам акцент освещения событий.
16. Повторение.
За счет многократного повторения максимально упрощенного текста масс-медиа аудитории внушается нужная информация.
17. Правда — наполовину.
Преподносится только часть достоверной информации, в то время как другая часть, объясняющая возможность существования первой части, манипуляторами утаивается.
Будьте внимательны.
Манипулирование согласно пяти психотипам.
Психика разделяется на пять основных психотипов по направленности манипуляций.
1. Психически здоровые люди.
Такими людьми управляют установки, заложенные в подсознание в процессе социализации.
Манипулятивное воздействие направляется на потребности таких людей (образование, карьера, любовь, семья, здоровье, питание, спорт, проч.)
2. Сверхвнушаемые люди.
Составляют в массовых количествах контингент сект, религиозных собраний, целителей, экстрасенсов, проч.
При манипуляциях воздействуют на чувства и эмоции.
3. Люди, с позиционированием здравомыслия.
У таких людей превалирует левое полушарие головного мозга. Это обычно технари (инженеры, физики, математики, экономисты, проч.)
Манипулятивную информацию преподносят взвешенно и осмотрительно, пользуются проверенными источниками, подкрепляют фактами, апеллируют не к чувствам и эмоциям, а к разуму и логическим доказательствам.
4. Малообразованные люди.
У таких людей доминирует правое полушарие мозга, а отсюда на первое место выходят животные инстинкты и потребности (секс, сон, еда, алкоголь, веселье, и т.п.)
Манипулятивное воздействие направлено на инстинкты, фантазии и сиюминутное настроение. Исходя из того, что такие люди мыслят примитивно, управляют ими как животными: накормить и помочь удовлетворить инстинкты, не показывать свои слабости, т.е. действовать как дрессировщик в цирке: кнутом и пряником.
5. Психопаты и неврастеники.
Манипуляции с такими людьми необходимо осуществлять быстро и жестко, использовать директивную манеру поведения, не давать им расслабляться и вести себя по отношению к ним как врач-психиатр в отношении больного: корректно, но настойчиво заставляя делать то, что предписано уставом психоневрологического диспансера.
Четыре способа психопрограммирования.
1.Кинестетический
Сначала у объекта вызываем эмоцию, потом, на фоне его эмоционального возбуждения, осуществляем ввод в подсознание словесной установки и закрепление оной прикосновением или поглаживанием руки, плеча, кисти, головы, шеи, и проч.
Через время, когда необходимо будет напомнить введенную информацию – делаем схожее прикосновение или поглаживание.
2.Словесно-эмоциональный.
Управление с помощью эмоций строится на вводе в подсознание объекта манипуляций нужной информации на фоне повышении или понижении тональности голоса при словесном внушении.
3.Тембрально-речевой.
Осуществление манипуляций происходит путем ввода в подсознание объекта информации на фоне вашей игры с собственным тембром голоса и интонациями (можно говорить: вкрадчиво, покровительственно, директивно, строго, зло, мягко, любя, негодуя, сожалея, и т.п.).
4.Мимический.
Манипулирование происходит с помощью сопровождения вводимых в подсознание объекта установок собственными мимикой лица и глаз и жестикуляций тела и рук.
Будьте осторожны.
prof. Сергей Зелинский
чемпион мира, тренер-психолог 3-х чемпионов мира, автор 250 книг, главный тренер Бойцовского клуба Сергея Зелинского, Россия, Санкт-Петербург, клубзелинского.рф / сергейзелинский.рф