Найти в Дзене
Журнал Искусство

«Беззубое сопротивление» Полины Канис

Оглавление

Многие персонажи Полины Канис молча, не меняя выражения лица совершают какие‑либо повторяющиеся действия и кажутся при этом не живыми людьми, а тенями в каком‑нибудь посмертном пространстве, вроде христианского лимба. Наблюдать за ними некомфортно и тревожно. Её последняя работа, победившая на конкурсе арт-ярмарки Cosmoscow «Турбулентность», должна была, согласно заданной теме, отразить сегодняшнюю ситуацию всеобщей нестабильности и страха. Однако в «Беззубом сопротивлении» мы видим лишь пустой кабинет Петра Кропоткина: камера неспешно перемещается от вязаной шали на ручке кресла к деревянному столику с щипцами для орехов, и всё это время закадровый голос рассказывает нам о фантастическом мире, где больше нет людей.

Журнал "Искусство". Страх. № 4 (615) / 2020

Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео
Предоставлено автором
Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео Предоставлено автором

Текст, который звучит в видео «Беззубое сопротивление», — это пьеса, написанная писателем Станиславом Львовским специально для этого проекта. Мне всегда хотелось с ним поработать, и я очень рада, что теперь это удалось. Я максимально подробно сформулировала для него тот чувственный опыт, который мне бы хотелось получить от ландшафта, описанного в тексте. Это выглядело, например, вот так: «Он должен вызывать ощущение потерянности, дезориентации, как будто это большая картина, которую мы рассматриваем с очень близкого расстояния и никак не можем охватить взглядом… Мы скользим по пейзажу, но не видим его целиком, как только мы пытаемся зацепиться взглядом за что‑либо, оно сразу же растворяется».

Эволюция — это не процесс конкурентной борьбы за выживание. Наоборот, базовая потребность животных — это взаимная помощь: именно сотрудничество в борьбе с внешними, например, погодными угрозами позволяет видам выживать

В мире, который появляется в этом тексте, я никак не формулирую, что произошло с человечеством; мне кажется, в этом знании нет никакой необходимости. Намного интереснее мне было простроить систему связей между этим альтернативным миром и актуальными сейчас вопросами о дальнейшем развитии планеты, о снижении вреда, который мы наносим природе, о политике заботы и о сообществах. И конечно же, здесь в первую очередь приходят в голову труды Петра Кропоткина и в частности его работа «Взаимная помощь как фактор эволюции», где он пишет, что эволюция — это не процесс конкурентной борьбы видов за выживание. Наоборот, базовая потребность животных — это взаимная помощь: именно сотрудничество в борьбе с внешними, например, погодными угрозами позволяет видам выживать, даже более слабым. Нам кажется, что это какая‑то очень современная повестка, но Кропоткин писал об этом в 1902 году! Сейчас его труд приобретает всё большую актуальность, и его заново открывают западные философы, такие как Катрин Малабу, например.

Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео
Предоставлено автором
Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео Предоставлено автором

Так в проекте появилась комната Кропоткина, в которой он жил в Англии с 1886 по 1917 год и где как раз и была написана монография «Взаимная помощь как фактор эволюции». Но кабинет, который показан в видео, — это не настоящая комната Петра Алексеевича. После его смерти её обстановка была реконструирована в музее Кропоткина на Смоленском бульваре в Москве, но в конце 1930‑х эта экспозиция была демонтирована и до наших дней не сохранилась. Для проекта мы воссоздавали кабинет по фотографиям и архивным материалам, получился как бы реэнактмент реэнактмента. Невозможность ухватить реальность, показанная таким образом, мне кажется очень важной для этого проекта. Вместе с ней возникает структура, в которой одновременно соприсутствуют прошлое, настоящее и будущее. Мы оказываемся как бы между этими линейными слоями, в пространстве, открытом для трансформации, децентрализации и превращения человечества во что‑то другое.

Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео
Предоставлено автором
Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео Предоставлено автором

Таким образом рассуждения о сообществах и взаимопомощи проецируются на ирреальный ландшафт мира, которого ещё не существует, на изображение комнаты из прошлого, которая была искусственно воссоздана и в которую вторгаются звуки реального города, отчётливо слышные из её окна. А всё вместе — это способ передать мою внутреннюю работу, размышления о нестабильной ситуации, вызванной экономическими и экологическим кризисом и как следствие разочарованием в проекте унифицированного мира.

Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео
Предоставлено автором
Полина Канис. Беззубое сопротивление, 2020 Кадр из видео Предоставлено автором

В конце текста, звучащего в работе, рассказчик описывает архитектурную руину. На одной из её стен — мозаика, а на мозаике изображены мать с ребёнком, и они счастливы. На мой взгляд, это такая слегка китчевая отсылка к утопии глобалистского проекта. Эта сцена — финальная в пьесе, она возвращает нас по спирали к её началу, к проблемам нашего времени. То есть если кому‑то почудилось, что я показываю некий выход из создавшейся ситуации в образе будущего, где нет людей, это не так. Мы никуда не уходим, мы остаёмся в той же самой комнате.

Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41''
Предоставлено автором
Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41'' Предоставлено автором

Возможно, не мне следует рассуждать на эту тему. С этим прекрасно справляются различные теоретики и философы. Мне хотелось подумать даже не о том, что нам следует делать в нынешней турбулентной ситуации, а о том, что само размышление на эту тему предполагает заранее определённый и очень ограниченный набор действий и реакций. Мне же хотелось поискать что‑то за пределами этого ограниченного набора, дихотомии «действие — не действие» и добавить в актуальную повестку немного тишины.

Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41''
Предоставлено автором
Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41'' Предоставлено автором

Наверное, и некоторые другие мои работы можно описать через замирание и тишину, присутствующие в них, например, видео «Смена», «Бассейн», «Праздник» — для меня это своего рода триптих. Но это не тишина смерти, потому что смерть — это активное событие. Скорее, такая тишина относится к отсутствию жизни.

В «Смене» тишина, переданная через остранение, отсутствие эмпатии у персонажей, механистичность их движений и отношений друг с другом, намеренно сопровождается светлой, живописной, нарочито эстетской цветовой гаммой. Но сделано это не для смягчения проблематики, а для создания разрыва между прямотой высказывания о репрессивном механизме социальных институтов и тем визуальным языком, который я использую в этой работе.

Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41''
Предоставлено автором
Полина Канис. Бассейн, 2015 Кадр из видео. HD, 09'41'' Предоставлено автором

Если же говорить о моих работах в целом, то все они — про перверсивные практики, адаптивные механизмы, которые возникают при столкновении человека с различными политическими режимами или социальными структурами. Например, когда создаётся регулярный парк, для того чтобы деревья приобрели желаемую форму, их кроны стригут, применяют разные подпорки и ограничители, и растение вместо того, чтобы расти вверх, начинает адаптироваться к новым внешним условиям, соответствовать определённым требованиям, которые вторгаются в его жизненный цикл. Отчуждение в моих работах становится одной из возможных реакций, адаптацией к подобным репрессивным социальным, политическим и экономическим механизмам.

Полина Канис. Процедура, 2017 Трехканальная видеоинсталляция HD, 24'39''
Предоставлено автором
Полина Канис. Процедура, 2017 Трехканальная видеоинсталляция HD, 24'39'' Предоставлено автором

Протяжённость некоторых работ также имеет прямое отношение к подобным механизмам. Она подразумевает, что зритель может испытывать дискомфорт, связанный с отменой нарратива и стиранием события, и что этот дискомфорт может перерасти в чувство тревоги. Этот опыт иногда и для меня становится испытанием. Бывает, на выставках я разделяю опыт смотрения своей работы с гостями: сначала мы вместе смотрим работу, а потом я её комментирую или отвечаю на вопросы. В такие моменты видео мне начинает казаться бесконечно долгим, и я спрашиваю себя, зачем же я так мучаю зрителей, заставляя их смотреть одно и то же. Но на самом деле в этом есть определённый смысл. В работах «Бассейн» и «Праздник» мы берём интервал между событиями и удлиняем его до такой степени, чтобы зритель перестал ждать развития действия — того, что что‑то должно произойти. И только после снятия спазма событийного нарратива возникает возможность очень внимательно рассмотреть то, что нам показывают. Как в детективах, когда следователь смотрит один и тот же видеофрагмент бесконечно много раз, а потом вдруг замечает то, что и оказывается ключом к разгадке преступления.

Мантра, которую повторяют опрашиваемые, — «Я ничего не видел / а», — это тоже отсылка к определённой механике отношений между человеком и институтами власти. Ничего не видеть — намного более безопасное состояние, чем видеть и говорить об этом

А вот моя работа «Процедура» — она вся построена на чувстве тревоги. Этому способствует её спиралевидная структура: она всё время возвращается к одной и той же сцене, к одной и той же мантре «Я ничего не видел / а». Подразумевается, что произошло какое‑то событие, которое осталось за кадром. В результате действий по его детектированию появляется процедура, которой подвергают всех, кто потенциально видел это событие. Однако по мере просмотра видео становится понятно, что эта процедура является первичной по отношению к событию. Важна именно процедура, то есть механизм дознания: поимка, выворачивание карманов, постановка вопроса. И уже не важно, произошло что‑то или нет. Процедура становится самостоятельной единицей, существующей вне зависимости от события. Мантра, которую повторяют опрашиваемые, — «Я ничего не видел / а», — это тоже отсылка к определённой механике отношений между человеком и институтами власти. Ничего не видеть — намного более безопасное состояние, чем видеть и говорить об этом.

Полина Канис. Процедура, 2017 Трехканальная видеоинсталляция HD, 24'39''
Предоставлено автором
Полина Канис. Процедура, 2017 Трехканальная видеоинсталляция HD, 24'39'' Предоставлено автором

Тем не менее я на самом деле не нагнетаю, не создаю саспенс, скорее наоборот. Интрига раскрыта с самого начала, она снята с повестки. Саспенс — это своего рода трюк с разоблачением, после которого приходит облегчение. Мне нравится предъявлять его сразу и работать с тем, что остаётся, проявляется после. Тревога и страх, в моём случае, напрямую связаны с этим остатком. Например, после хлопка тишина становится особенно невыносимой. И именно тишина и пустота — это то, с чем мы остаёмся после саспенса или события. В неизвестности, наедине с самими собой и миром, который неожиданно становится слишком необитаем.

#саспенс #страх #Полина Канис #сопротивление #видеооинсталляция #Станислав львовский