Найти в Дзене
«БУ-ММ!»: подлинная история Ксаны Богуславской и Ивана Пуни
В издательстве музея «Гараж» вышла книга «„БУ-ММ!“: подлинная история Ксаны Богуславской и Ивана Пуни» — рассказ искусствоведов Ольги Муромцевой и Алексея Родионова об успешном творческом тандеме и о людях, которые всю жизнь любили и поддерживали друг друга. Причём этот текст передает не только биографические обстоятельства художников, но и рассказывает об их времени, в чём-то очень похожем на наше. Для публикации мы выбрали фрагмент о первых годах жизни Пуни и Богуславской в Париже, уже после того, как в 1920 году они пешком ушли из голодного Петрограда по льду Финского залива в Куоккалу...
1 день назад
Самые яркие произведения выставки «Татлин. Конструкция мира», помогающие понять творчество главного мечтателя русского авангарда
В Центре «Зотов» открылась выставка, посвященная Владимиру Татлину, где в подробностях рассказывается о жизни художника, который начинал матросом на парусном судне, обходящем порты Средиземного и Черного морей, изображал слепого бандуриста в Германии, чтобы заработать денег, поехать в Париж и встретиться с Пикассо, был вторым человеком после Луначарского и по замыслу Хлебникова, должен был стать одним из Председателей Земного шара. Но самое главное — нынешняя выставка показывает контррельефы Татлина,...
175 читали · 3 недели назад
Художники Владимир Наседкин и Татьяна Баданина: «Нынешние резиденции для нас — это совершенный слепок советских Домов Творчества»
Арт-резиденции не только дают художнику возможность съездить в какое-то интересное место, но и увидеть, как твоя работа появляется в пространстве, где она действительно нужна, как искусство преображает депрессивные территории, как меняет жизнь людей. Художники Владимир Наседкин и Татьяна Баданина в этом году были резидентами «Выксы», участвовали в триеннале Echigo-Tsumari в горной префектуре Ниигата в Японии, но также они рассказали нам про свой опыт пребывания в советских Домах Творчества, про которые сегодня мало кто вспоминает, и, кажется, очень зря...
1 месяц назад
Как понимать китайское искусство?
Если верить новостным агрегаторам, никогда ещё Китай не был так популярен у российских туристов: все едут любоваться нарядными храмами и пагодами, свитками и золочеными ширмами, и наверняка задаются вопросом, как же все это искусство понять. Можно зубрить династии, изучать буддистскую иконографию, особенности жанров «горы и воды», «цветы и птицы», но осознавать, что всё ещё не знаешь чего-то самого важного. Вот как раз об этом самом важном и рассказывает книжка «Великий образ не имеет формы» Франсуа Жюльена — она о том, как понимать китайское искусство в его предельных основаниях...
1 месяц назад
Победитель Красноярской премии SCAN фотограф Федор Телков рассказывает о своих проектах
Красноярская премия SCAN объявила победителей 2025 года, и в номинации «Современная фотография» лучшим был признан Фёдор Телков из Екатеринбурга. На конкурс он представил два проекта: «Право веры» — о жизни старообрядческих общин в России и за рубежом, и «Плотина» — посвященный индустриальному наследию XVII — XIX веков в городах и сёлах Свердловской и Челябинской областей. Мы поговорили с фотографом о том, как он включает рассказы о семейной истории старообрядцев в свои фотосерии, как деконструирует...
1 месяц назад
Выставка «Поленов и ученики» открылась в Суздальском Кремле
В 2024 году в России отмечали 180-летие Василия Дмитриевича Поленова, причём не только выставками в Самаре и Владивостоке, но даже в Африке и Латинской Америке (в Аргентине, Перу и Чили). А вот в нынешней выставке акцент сделан уже не на творчестве самого художника, а на его семье и выдающихся учениках, на их личных и очень тёплых отношениях, на совместных путешествиях по странам Европы и Ближнего Востока. Но поскольку экспозиция охватывает большой период времени — жизнь и самого Поленова, и его...
183 читали · 1 месяц назад
Настольные художники
По нашей просьбе Эрик Булатов рассказал о нескольких особенно важных для себя художниках и самых любимых работах. Дело здесь не только в том, что художники умеют разглядеть в работах коллег то, чего не замечают даже искусствоведы. Объясняя слушателю чужие художественные открытия, повествователь неминуемо выдаёт себя, раскрывая собственные установки и внутренние принципы, проговариваясь о том, о чём обычно рассказывать избегает. Поэтому этот материал иллюстрируют не оригиналы картин Делакруа и Вермеера,...
1 месяц назад
Эрик Булатов. Художник среди зрителей.
Мне кажется, что изобразительное искусство должно по возможности пользоваться своим собственным языком визуальных образов, стараясь не прибегать к языку литературы — тексту. Если изображение требует комментариев и пояснений, то эти комментарии мгновенно присваивают себе главную роль, а картинка превращается в иллюстрацию к ним. Ну, и сами тексты, как правило, не получаются литературными. Тогда уж нужно создавать серьёзную литературу и к ней настоящие иллюстрации, но это другой вид искусства. А если...
1 месяц назад
Писательница Татьяна Замировская: «Нью-Йорк — это как будто гигантская коммунальная квартира»
Татьяна Замировская уже десять лет живёт в Нью-Йорке, недавно у неё вышла книга «Свечи Апокалипсиса» — о том, как «писательница из Беларуси продаёт самые дорогие в мире свечи в лакшери-бутике» и как её временная подработка превратилась в настоящий арт-проект. Мы поговорили с Татьяной о том, как в семидесятые годы местные художники начали открывать комьюнити-сады; узнали, что такое превентивная ностальгия, которая побуждает жителей Нью-Йорка вступаться за маленькие магазинчики и их престарелых владельцев;...
1 месяц назад
Камиль Гимаздтинов. Изображая Центральную Азию. Оптика, идентичность и эстетика современного кино региона
Издательство Музея «Гараж» выпустило исследование, посвященное центрально-азиатскому кинематографу — с момента первого киносеанса в Ташкенте в 1897 году и до нашего времени. Автор книги Камиль Гимаздтинов справедливо полагает, что мы очень плохо знаем фильмы, снятые в Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, Таджикистане и Туркменистане, хотя работы местных режиссёров отличаются нестандартной оптикой и всё чаще привлекают внимание кинокритиков и жюри независимых кинофестивалей. Мы тоже уверены, что...
1 месяц назад
Самые красивые медиа-произведения на фестивале в Гатчине-2025
Международный фестиваль медиаискусства седьмой год проходит в Гатчине, прямо в дворцовом парке, где так любила проводить время императорская семья. Павел I и Мария Фёдоровна катались здесь по озеру на потешных кораблях, Николай I и Александра Фёдоровна играли с гостями в карты и катались на деревянной горке прямо во дворце, Александр III любил в этих краях охотиться — для российских царей это было пространство досуга и развлечений. Вот и тема нынешнего фестиваля — «Игра». Так что художники из разных...
2 месяца назад
Паблик-арт самой северной окраины Мурманска
Район особого строительства (Роста) — это самая северная окраина Мурманска. В 1990-е он считался криминальным, сейчас — просто сонным, запущенным и слегка депрессивным. Однако местные художники увидели в нём интересную застройку, удачные планировочные решения, много зеленых зон. Так что, придумывая в 2021 году фестиваль паблик-арта, они назвали его «Рост» и пригласили российских и иностранных авторов, чтобы те не просто порисовали на осыпающихся стенах домов, но увидели потенциал развития района и показали его жителям...
193 читали · 3 месяца назад