Если вы хоть раз думали, что люди нашей профессии бесчувственные истуканы и хотят только рейтинг заработать на вашем горе, то этот текст для вас.
Журналистов часто обвиняют в циничности и равнодушии. Сотрудник редакции с фотоаппаратом или микрофоном оказывается там, где люди не особо настроены вести беседы, откровенничать и даже элементарно пересказывать произошедшее с ними/их близкими «на камеру».
Поэтому мы не редко слышим в свой адрес такое:
- Да вам лишь бы сенсацию сделать!
- Как не стыдно на нашем горе деньги зарабатывать и рейтинги!
- Ты – циничная тварь!
- Нет в тебе никакого сострадания!
А теперь представьте, что в одном городе-миллионнике за день происходит ни один десяток трагедий, печальных историй и криминальных происшествий. Журналист обо всем этом пишет или снимает. Да, он выслушивает версии участников событий, собирает информацию на месте, общается с очевидцами, берет официальные комментарии. И делает он это максимально «в лоб». Иногда кажется, что специально засовывает руку в кровоточащую рану и копается там.
Безусловно, журналисты тоже люди. У них есть чувства, эмоции, жизненный опыт. Но! Все эти драмы, убийства, утонувшие дети, погибающие собачки и кошечки – это, в первую очередь, фактура для темы. А писать тексты или снимать сюжеты – это работа.
Вам же не приходит в голову обвинять в циничности полицейского, который приехал на убийство и опрашивает родственников. Хотя, по сути полицейский тоже ведь деньги зарабатывает, выполняя профессиональные обязанности. И мы не требуем от лейтенанта или майора вытирать нам слезы или плакать в унисон. Мы хотим, чтобы он сделал свою работу качественно. А врач? Он же орудует скальпелем каждый день, боль причиняет. Равнодушный, конечно, и хладнокровный. Деньги опять же на чужих болезнях зарабатывает. Вам правда хочется их в этом обвинить?
И вот до многих, к сожалению, не доходит, что сотрудник СМИ он тоже не из праздного интереса сейчас вопросы задает, фотографирует, подробности расспрашивает. Потом выйдет на страницах газет эта история, сюжет по ТВ не ради развлечения. Зачастую огласка в СМИ помогает обратить на ситуацию внимание высоких начальников, быстрее возбудить уголовное дело, взять на контроль, найти новых свидетелей или потерпевших. Иногда вышедший материал – это как предупреждение или чужой печальный опыт для других. Увидели вот зрители в вечерних новостях, что снег с крыши на старушку упал, посочувствовали, приняли к сведению. Управляющая компания засуетилась и проверила свои подопечные крыши, родители детям тут же объяснили, где не стоит ходить весной, да и в целом все подсознательно стали осторожнее.
Открою небольшой секрет. Все сопереживания, эмоции и сострадание героям журналист вкладывает в свой материал, грамотно расставляя синхроны в сюжетах, подбирая закадровую картинку или нужные слова. Читайте/смотрите внимательнее. Если после сюжета или пары абзацев у вас в душе что-то ёкает, ком подкатывает к горлу, то это и есть выражение души его автора, качественно сделанная работа.
Конечно, это не значит, что когда корреспондент брал интервью у матери погибшего ребенка или жены разбившегося пилота, он сам параллельно рыдал. Скорее наоборот, он был как струна натянут и сосредоточен. Он прежде всего выступал в роли ловца эмоций своих героев. Знаете, что спрашивает редактор, когда съемочная группа возвращается с места очередного ЧП?
- Героев сняли? Родственников? Эмоции в кадре есть?
Потому что зрителю/читателю необходимо тоже это донести. Иначе материал будет пустой и пресный, не отзовется в сердце и не «перевернет мир».
В процессе работы с текстом или на монтаже журналист уже может позволить себе проглатывать слезы, искренне переживая произошедшее. Я видела миллион разных трагедий. Пролила море слез в редакции после тяжелых съемок, тысячи раз успокаивала и отпаивала валерьянкой своих младших коллег. Скажу вам со стопроцентной гарантией, что журналисты не циники, есть у них и душа, и сердце, и сострадание.
И когда после очередной печальной истории редакция принимает массу звонков, писем и предложений о помощи, а главное потом помогает своим героям, то в этом и есть весь смысл того, что мы делаем.
Все еще считаете журналистов циниками?