В последние три-четыре недели в автомобильном мире произошло столько событий, сколько не происходило за последние десять лет. Мировые автопроизводители, под давлением санкций, начали покидать российский рынок. Среди них основная масса компаний, которые были представлены в том числе и локализованными производствами. Значит ли это, что мы с Вами останемся без качественных автомобилей и гарантийной поддержки? Попробуем порассуждать.
Изменения курса валюты в существенный рост ранее происходили в 1999, 2009, 2014-2015гг. - т.е. практически раз в 6-10 лет менялись стоимости автомобилей, значительно обновлялся модельный ряд и условия поставки. Например, после 2015 года компания Honda (не локализованное производство) полностью отказалась от поставки седанов и стала завозить в РФ только сегмент вседорожников. При этом была изменена страна локации, и основные поставки делались уже не из Европы.
В нынешних условий, к факторам экономического порядка, добавились еще и политические причины - автопроизводители оказались в условиях нелегкого выбора, который делают за них правительства. При этом "иномарочный" бизнес - это не только поставки транспортных средств, но и запчасти, комплектующие, поддержка гарантии. Официальные дилеры - прежде всего обеспечение цивилизованного рынка продажи и сервисного обслуживания, согласованные с производителем розничные цены, минимум демпинга и пр. Приходя в шоу-рум или записавшись в технический центр к официалу, покупатель должен быть уверен, что ему обеспечат качественное обслуживание по высоким стандартам производителя, не обманут по цене и скидкам, сделают качественный сервис с гарантией.
Российский автомобильный рынок - слишком лакомый кусок для автопроизводителей, и его никто не захочет терять. Половину этого гигантского рынка традиционно занимали продажи центра - Москвы и Санкт-Петербурга. Оборот средств, капитализация населения в центре была выше, чем в регионах, но ситуация может и измениться. По крайней мере, регионы с хорошей инфраструктурой и налаженными бизнес-коммуникациями также успешны в развитии дилерского бизнеса. Можем ли мы ожидать выхода региональных компаний на московский или питерский рынок? Такие процессы уже начались, и ряд компаний уже закрепились на центральном рынке (например, группа компаний "Ключ-авто"). Но что же дальше - в условиях ухода "больших братьев"?
Хотя автобизнес и "потряхивает", но выживут самые адекватные. Гибкие к клиентам и меняющемуся рынку. Для потребителя важны 2 вещи - цена и качество, а это могут обеспечить только компании с цивилизованным подходом. Если официальные производители сейчас сделали заявления об уходе, полагаю, что это временная мера. Объем рынка и количество людей, которые пользуются автомобилями иностранного производства огромно, и зачем компаниям идти на репутационные риски? Гораздо важнее сохранить лояльную аудиторию, к бренду, модели и своему официальному дилеру. Россия форевер. Плавали, знаем.
Галина Нохотович