Приветствую всех адекватных. Всех коллекционеров моделистов, и любителей истории БТ, а так же им сочувствующих! И с вами вновь ПРОХОЖИЙ. И сегодня посмотрим 8-ми колесные БТРы. И так поехали.
Создание данного вида машин начинает свой отсчет с 1937 года. Когда Управление вооружения сухопутных войск ознакомилось с разработками фирмы « Бюссинг-NAG». Хотя разработки велись и гораздо раньше. О них скажем чуть позже. Было изготовлено в простом металле несколько образцов. Кузова для них изготавливала фирма «Дойче Эдельштаталь-Верке», полная сборка осуществлялась на «Германских Заводах» (штаб квартира фирмы в Киле), и фирмой «Шихау» (штаб квартира в Эльбинге). Машина с восьмиколесным приводом на все колеса, сдвоенным рулевым управлением и двигателем в задней части машины производила сильное впечатление. Вся система, такая как выше описанная компоновка, работала безупречно. Хотя конструкция и была сложна.
Однако огромным недостатком являлись габариты машины, которая являлась прекрасной мишенью на поле боя. Поэтому в 1943 году фирма «Бюссинг-NAG» подготовила новую так же 8-ми колесную модель БТРа. Машина готовилась для войны в тропиках. В ней отказались от несущей рамы с U образными лонжеронами, и перешли к несущему корпусу. При этом удалось понизить высоту машины, а бросающиеся в глаза рамочные антенны заменили на стержневые. Кроме того, был заменен и двигатель на «Татра» V 12 с воздушным охлаждением. Применили крупногабаритные баки, что дало увеличение запаса хода машины. Данный вариант оказался крайне удачным и надежным. Посмотрим путь к осуществлению данного успеха.
С 1927 года фирма «Даймлер-Бенц» (фото вверху) занималась разработкой бронированного армейского автомобиля для перевозки команд и расчетов. Машина имела 8-мь колес, и перемещалась как вперед, так и назад, с одинаковой скоростью. И кроме того могла преодолевать водные преграды. Обладала двигателем в 100л.с. и приводом на все колеса. Проект не пошел в серию из-за своей дороговизны.
Следующую модель в 1928 году представила фирма «МАГИРУС».
Ее машина в целом повторила концепцию «Даймлер-Бенц», хотя по техническим параметрам существенно отличалась от нее. Автомобили обоих фирм имели управление 4-мя колесами, при этом колеса переднего и заднего мостов поворачивались одновременно. Это затрудняла маневрирование, особенно подход на близкое расстояние к укрывающей стене дома.
Фирма «Бюссинг-NAG» (в период с 1928-1932 годы) готовила вариант десяти колесного варианта машины.
В данном варианте самым больным местом, оказалось рулевое управление автомобилем. Было решено отказаться от него. Применив танковый принцип поворота. То есть всей стороной машины. Это приводило к неимоверному износу шин, и приводило к опасным моментам при езде на больших скоростях. По показателям же проходимости и плавучести машина оказалась удачной.
И вот, наконец, в 1937 году появляется серийная машина данной компоновки.
БТР «Бюссинг-NAG» характеристики.
Двигатель: КД Дизель «Татра 103» 12 V (1943-1945 год).
Рабочий объем: 14 825 сантиметров кубических.
Мощность:210 л.с. при 2200 об/мин.
Трансмиссия: Каждый из 2-ух ведущих мостов с промежуточной передачей и самоблокирующимся дифференциалом между мостами, и два простых ведущих моста.
Коробка передач: Три передачи и 1-на промежуточная передача.
Рама:Несущий бронекорпус.
Ходовая часть: Спереди и сзади одинаковой конструкции на сдвоенных поперечных рычагах и по одной лежащей по продольной оси полуэллиптические рессоры на каждую пару колес.
Рулевое управление: Механизм типа «ВГП» на 8 колес, рулевое колесо отклонено на 90 градусов, дополнительный рулевой механизм в задней части машины.
База: 1300Х1400Х1300 мм.
Колея колес: 1945\1945\1945\1945 мм.
Габариты: Длинна 5,85 м. Ширина 2,2 м.
Sd Kfz234/2- высота 2380 мм.
Sd Kfz234/4- высота 2350 мм.
Шины колес: 2705-20 вне дорожные, пулестойкие.
Дорожный просвет: 350 мм.
Глубина брода: 1200 мм.
Вес машины в боевой комплектации: 11 700 кг.
Максимальная скорость: 90 км/ч.
Топливный бак:240 или 360 л.
Запас хода: по дороге- 600 или 900 км, бездорожье- 400 или 600 км.
Экипаж: 4-ре человека.
Броня: лоб 30 мм, борт 8-9 мм, корма 14-15 мм.
Вооружение: Sd Kfz 234/4: 20-мм орудие, 1-ин пулемет, Sd Kfz 234/4: 75-мм орудие, Sd Kfz 234/3: короткое 75-мм орудие, 1-ин пулемет, Sd Kfz 234/2: 50-мм орудие, 1-ин пулемет. Чуть позднее на БТР Sd Kfz 263 установили 20-мм орудие во вращающейся башне и бугельной антенной. Радиостанция представляла собой комплект радиооборудования для танковых частей. Тип радиостанции FuG 12 и FuG Spr Ger a.
В БТР Sd Kfz 263 африканского исполнения установили 20-мм орудие во вращающейся башне, а антенны заменили на стержневые. Так же машину оснастили броне щитом от малокалиберной противотанковой артиллерии, расположив его впереди машины.
Дальнейшая разработка касалась в основном вооружения. В частности появился вариант с 75-мм короткоствольным орудием. Башня при этом, сохранила возможность вращения. Машине присвоили индекс Sd Kfz 263.
Более поздняя версия данной машины (1943-1945 год) имела несущий корпус, что позволило уменьшить высоту машины. И ей присвоили обозначение БТР Sd Kfz 234/3 с 75-мм орудием.
Был реализован еще один вариант БТРа Sd Kfz 234/2 «PUMA». С 50-мм орудием во вращающейся башне.
Его история такова. При разработке легкого разведывательного танка «Леопард» были под него разработаны и башни с 50-мм орудиями.
VK 16.02 «Leopard».
Боевая масса: 26т.
Экипаж:4-ре человека.
Скорость:шоссе 60 км/ч, грунт 50 км/ч.
Мощность двигателя: 550 л.с.
Двигатель:12 цилиндров, жидкостного охлаждения.
Боекомплект (снаряды): 50 штук.
Орудие: 50 мм Kwk 39. Пулемет: 1 (MG-34, 7,92 мм).
Длинна:6 450 мм.
Ширина:3 270 мм.
Высота:280 мм.
Броня:Лоб 60 мм, борт 20 мм, корма 15 мм, крыша башни 10 мм.
Количество экземпляров: приблизительно 1-2 штуки.
Но в силу разных причин танк в серию не пошел. Оставшиеся башни было решено приспособить на БТР. Что и получилось в итоге. Так появился БТР «PUMA».
Машина БТР Sd Kfz 234/4 с 75-мм противотанковым орудием Pak L/48 (приведенная на фото сверху), прошла полный капитальный ремонт. Была разобрана по винтикам и восстановлена до полного рабочего состояния. До недавнего времени она являлась одним из учебных пособий по вождению в военной школе бундесвера в Мунстере.
Ну и в заключении посмотрим еще один интересный 8-ми колесный тип БТРа. Хоть он и не совсем немец, а австриец «Аустро-Даймлер» ADGZ .
Данная машина первое время войны использовалась в танковых частях. Выпускалась в 1935-1942 годах. В последующим ее можно было в ограниченном количестве увидеть в разведывательных частях и пехотных соединениях. Она окончательно перестала использоваться после появления выше описанных БТРов. Ее характеристики.
Разведывательный (8х8) «Аустро-Даймлер» ADGZ.
Двигатель: КД «Аустро-Даймлер» М 612 (1935-1942 год).
Рабочий объем: 11 946 сантиметров кубических.
Мощность:150 л.с. при 1800 об/мин.
Трансмиссия:Привод на 8-мь колес.
Коробка передач: Турбогидравлическая передача «Фойт»+1-на ПрП (промежуточная передача).
Рама:Рама из закрытых профилей.
Ходовая часть: Спереди и сзади жесткие мосты с трубчатыми балками, каждая с 1-ой поперечной полуэлитической рессорой. В середине машины 2-ва моста с независимой подвеской колес с двумя полуэлитическими рессорами вдоль.
Рулевое управление: Четырьмя колесами 1 и 4 мостов, в передней и задней частях автомобиля.
База: 1850Х1050Х1850 мм.
Колея передних колес: 2100 мм.
Схождение гусениц: 2000 мм.
Ширина гусеницы: 1450Х1700Х1700Х1450 мм.
Габариты:6260X2160X2564 мм.
Шины передних: 8,25-20 вне дорожные, средние мосты с двойными шинами.
Дорожный просвет: 275 мм.
Глубина брода: 1000 мм.
Вес машины в боевой комплектации: 12 000 кг.
Максимальная скорость: 70 км/ч.
Топливный бак:200 л.
Запас хода: по дороге- 330 км, бездорожье- 220 км.
Экипаж: 6-7 человек.
Вооружение: 20-мм орудие, 3 пулемета.
Вуф! Довольно длинно получилось. Ну, вот что я хотел ВАМ уважаемые сегодня рассказать. Думаю, Вам было интересно. Всем удачи. И новых моделей. А с вами сегодня был прохожий. До новых встреч.