Найти тему
ПСИХОСОМАТИКА

Основные психологические кризисы человека: как помочь себе в трудные периоды жизни

Оглавление

Сознание, подсознание, осознание - человек устроен так сложно, что порой невозможно понять самого себя. Наши кризисы имеют определенную периодику, и если помогать себе и своим детям проживать их, уделять внимание и бережно относиться к психике, то кризис будет проходить гораздо легче.

Первый кризисный период

Самый важный кризис – от трех до семи лет. Он также называется временем «укрепления корней». В данный период происходит формирование глобального отношения к миру: безопасный он или враждебный. Это отношение закладывается из ощущения себя в семье, родительской любви и принятия.

Часты случаи, когда глобальное отношение к миру формируется по принципу «выживания». Не физическое выживание (хотя случаи бывают разные, когда ребенок ведет борьбу за выживание в прямом смысле), а психологическое: в какой степени малыш защищен и чувствует себя в безопасности в кругу родных, испытывает ли какие-то стрессы.

Это важнейший период, потому что от ощущения доброжелательности окружающего мира зависит самооценка и отношение ребенка к самому себе в дальнейшем. В это время происходит развитие любознательности и желания стать лучше, что будет прослеживаться во взрослом возрасте.

Малыш, взрослеющий в комфортной обстановке, растет с чувством, что его усилия значимы: «Я буду старательным, и окружающий мир меня поддержит». Такой ребенок вырастает оптимистом, который не боится принимать решения и быть самостоятельным. Если же малыш не доверяет взрослым (следовательно, и миру), то в будущем он будет постоянно сомневаться, страдать от апатии и не станет проявлять инициативу. Такой человек, будучи взрослым, не сможет принимать себя со своими недостатками и преимуществами, а также не будет доверять другим людям.

Второй кризисный период

Этот период остро проявляется с десяти до шестнадцати лет. Ребенок переходит из детского состояния во взрослое, оценивает свои силы через призму преимуществ окружающих, постоянно сравнивает себя с другими людьми. «Лучше я или хуже, отличаюсь ли от других, если да, то чем, и хорошо это или плохо для меня?». «Как меня оценивают окружающие, что значит быть уникальным?». Цель, стоящая перед подростком в данное время, - определение степени своей независимости, психологического статуса и личных границ.

Именно в этот период человек начинает понимать, что есть огромнейший мир взрослых, обладающий своими правилами и нормами, которые необходимо принимать. Потому важным становится опыт, который получен за стенами родного дома, потому все родительские советы больше не нужны и начинают раздражать: главный опыт ребенок идет получать во взрослый мир, к своим сверстникам. И ошибки он хочет совершать сам, без родительской заботы.

Если этот кризис пройдет позитивно, то самооценка окрепнет еще больше, уверенность в себе станет еще выше. «Я могу все сам(а)!». Негативное разрешение данного кризисного периода приведет к зависимости от тех, кто сильнее и увереннее, а также от любых навязанных норм и от обстоятельств. «Зачем стараться и достигать целей, у меня все равно ничего не получится, я хуже всех!».

Потрет взрослого человека, который не прошел 2 кризисный период, - не уверен в себе, завидует успехам окружающих, зависит от чужого мнения и от того, как его оценят другие люди.

Третий кризисный период

Протекает с восемнадцати до двадцати двух лет. В данное время человек ищет свое место в этом непростом мире. Он начинает понимать, что черные и белые цвета предшествующего кризиса уже не годятся для понимания всей палитры сложного и неоднозначного окружающего мира. Мир кажется теперь совсем другим.

В этом периоде снова может возникнуть неудовлетворение собой, страх несоответствия и беспомощности. Хотя именно в данный момент человек ищет свой собственный путь в этом сложном мире, начинает идентифицировать себя с чем-то.

Если кризис пройдет неудачно, то человек может сам себя обмануть: вместо своего истинного пути вести поиски кумира или «каменной стены», за которую можно спрятаться на всю жизнь. Либо, наоборот, начнется отрицание разных авторитетов, при этом без предложений своих вариантов, человек ограничится лишь протестом, не предоставит конструктивных способов и решений.

Именно в этом кризисе происходит формирование привычки повышения чувства собственной важности с помощью унизительных способов понижения достоинства других людей. Если же данный период прошел удачно, то человек способен спокойно и ответственно принимать себя таким, какой он есть, со всеми несовершенствами и преимуществами, помня, что собственная индивидуальность – самое важное в жизни.

Четвертый кризисный период

Наступает в двадцать два года и заканчивается в двадцать семь лет. Если кризис пройдет благополучно, то человек сможет без боязни привносить изменения в свою жизнь, это зависит от того, как он будет меняться сам. Для этой цели необходимо преодоление в себе «абсолютизма», который заставляет верить в то, что все, что имеется в жизни к данному моменту – навсегда, и другого уже не будет.

Глобальный курс жизни, по которому шло движение до сегодняшнего дня, прекращает радовать. Человек начинает беспокоиться, становится неудовлетворенным от того, что есть, смутно ощущает, что могло быть иначе, думает об упущении определенных выгод и возможностей и в какой-то мере впадает в апатию, ему кажется, что ничего уже не поменять.

Если кризис пройдет успешно, то пропадет страх перемен, придет понимание, что ни один курс жизни не должен быть «абсолютным, глобальным и навсегда», что перемены потребуются однозначно, когда изменения касаются тебя самого. Человек начнет понимать, что эксперименты и новые начинания – это хорошо. Лишь при этих условиях можно благополучно пережить следующий кризисный период, называемый «коррекцией жизненных планов», «переоценкой ценностей и установок».

Пятый кризисный период

Возрастные рамки данного кризиса – тридцать два года-тридцать семь лет. К этому моменту уже произошло накопление опыта в отношениях с другими людьми, в работе, в семье, кроме того, получено много серьезных результатов в жизни.

Оценка этих результатов начинается не с точки зрения успешности, а с точки зрения личного удовлетворения. «Зачем мне это? Стоило ли оно того?». Вместо избегания определенных вещей, удержания прошлого опыта и иллюзий большинство людей начинает осознавать свои ошибки, причем весьма болезненно.

Вместо спокойной коррекции планов человек говорит себе: «Я не предам свои идеалы, буду всегда идти по выбранной дороге, я должен доказать свою правоту во что бы то ни стало!». Если хватит мужества на признание ошибок и на коррекцию своего жизненного курса, планов, то выйти из этого кризисного периода будет легко, причем выход даст приток новых сил, откроются новые перспективы и возможности.

Если есть мысли, что начать все с 0 невозможно, то данный кризис станет деструктивным, а не конструктивным.

Шестой кризисный период

Один из сложнейших периодов – тридцать семь-сорок пять лет. Впервые приходит отчетливое осознание, что жизнь конечна, что с каждым разом все труднее нести на себе лишнее, что необходима концентрация на главном для себя.

Работа, семейные отношения, связи – все это не только устоявшееся, но еще и обросшее большим количеством ненужных плавил и обязанностей, которые нельзя нарушать, требуется соблюдать, потому что «надо». На данном этапе человек борется между желанием роста, развития и застойным состоянием, «болотом». Он решает, что брать с собой дальше, и что бросить.

К примеру, избавляется от части хлопот после того, как научился правильно расходовать время и силы; от обязанностей по отношению к родным, человек делит их на самые важные, необходимые, и на вторичные, привычные; от социальных связей, которые больше не нужны и обременяют, остаются только самые нужные.

Седьмой кризисный период

После сорока пяти лет стартует этап второй молодости и у женского пола, и у мужского. Как сказал один психолог, человек наконец-то прекращает измерение своего возраста количеством прожитых лет и начинает думать будущими временными категориями.

Данный кризис можно описать так. Мужчины и женщины этого периода напоминают подростков. В организме бурно меняются процессы, которые закономерно вызваны физиологией. По причине изменений гормонального фона при климактерическом синдроме взрослый человек, аналогично подростку, проявляет вспыльчивость, обидчивость, легкую раздражительность по пустякам. На данном этапе происходит обострение чувства самости, просыпается острая готовность борьбы за свое «Я», даже при самой малой угрозе быть зависимым. Борьба в семье – с детьми, покинувшими или решившими покинуть родной дом, на работе – ощущение себя очень некомфортно и неустойчиво среди молодых, которые «наступают на пятки».

Сорокапятилетний мужчина задает себе давно забытые юношеские вопросы: «Кто я? Куда я иду?». Аналогично происходит и у женщин, но им данный этап дается в разы труднее.

Большинство исследований доказывает, что самые незащищенные в этом кризисном периоде – женщины, которые считают себя только домохозяйками. Они отчаиваются от мыслей о «пустом гнездышке», когда взрослые дети уезжают из дома устраивать свою жизнь. Женщины начинают переставлять мебель и покупать новые шторы, затевать ремонт.

Для большей части женщин на данном этапе утрачивается смысл жизни. Меньшая же часть наоборот видит в этом кризисе возможность развития и роста. Это всё очень сильно зависит от качества и результатов прохождения предыдущих кризисных стадий.

В этап второй молодости можно обнаружить в себе скрытые ресурсы и таланты, которые были не выявлены до сей поры. Появляется возможность реализоваться как раз благодаря открывшимся плюсам возраста. Можно думать не только о семье, но и открывать новые направления в карьере, осваивать новую интересную профессию.

Восьмой кризисный период

Возраст после 50 лет считается возрастом «осмысленной зрелости». Человек начинает в большей степени руководствоваться своими приоритетами и интересами, когда что-то делает. Но такая свобода не всегда устраивает. Большинство людей остро ощущает, как стало одиноко, что отсутствуют важные дела и интересы. Следовательно, человек разочаровывается в прожитых годах, ощущает, что жизнь бесполезна и пуста. Но самый страшный страх – остаться одному. Всё это происходит при неблагополучном развитии кризисного периода, по причине того, что предшествующие этапы прошли не так, как нужно.

Благополучное развитие событий: видение новых возможностей и перспектив без обесценивания прошлых успехов, поиск новых сфер, чтобы поделиться своим опытом, мудростью, любовью, творческими силами. В таком случае понятие «старость» можно расценивать только биологически, без ограничения интересов в жизни, без пассивного отношения и застойности.

Большое количество исследований доказывает, что понятия «старость» и «пассивность» не находятся в зависимости друг от друга, это миф. После шестидесяти лет четко можно увидеть отличия между «молодыми» и «старыми». Все зависит от восприятия своего состояния: как застой либо как стимул дальше развиваться и интересно, полноценно жить.

Данные кризисы, наполняющие жизнь, плавно перетекают из одного в другой, аналогично лестнице, где не встанешь на следующую ступень, не встав на предыдущую, где, если споткнулся на одной ступени, уже не сделаешь плавный, ровный и правильный шаг, заступив на следующую ступеньку. Тем более невозможно перепрыгнуть через несколько ступеней сразу: в какой-то момент придется возвращаться назад и доделывать «работу над ошибками».

Группа Вконтакте

А какой период проживаете Вы? Ставьте "+", если было полезно!

© Екатерина Тур, 2022-2023. Использование материалов разрешено только при указании ссылки на оригинал статьи и с указанием фамилии и имени автора.