Найти в Дзене
Охотник за Мечтой

Стресс и учёба: методика результативного обучения с использованием психотехник

Оглавление
Современный мир требует от нас постоянного вовлечения в учебный процесс. С окончанием ВУЗа образование не завершается - оно лишь входит в свою наиболее ответственную фазу. Фото Стефана Раппо
Современный мир требует от нас постоянного вовлечения в учебный процесс. С окончанием ВУЗа образование не завершается - оно лишь входит в свою наиболее ответственную фазу. Фото Стефана Раппо

Человек, нацеленный на карьерный рост или запуск своего проекта, находится в состоянии перманентного обучения. Для него крайне важно сократить сроки усвоения информации и повысить качество её запоминания. Чтобы оптимизировать процесс обучения, нужно организовать учёбу в соответствии со знанием законов работы мозга.

Что стимулирует мозг

У организма существует один единственный естественный способ включиться в активную работу - это тонизирующий стресс.

Кратковременный стресс ПОСЛЕ ФАЗЫ ПОКОЯ приводит к ускорению процессов мышления и улучшению памяти.

Таким образом, перед тем как сесть за учёбу, бывает важно мобилизовать себя через искусственно запускаемую стрессовую реакцию, чтобы в голове прояснилось и запоминание улучшилось.

О том, как это сделать - читаем ниже.

Что угнетает мозг

В многочисленных исследованиях на крысах, приматах и добровольцах из числа людей было доказано, что сильный и длительный стресс угнетает познавательные функции мозга и приводит к разрушению памяти.

Наибольший вред организму наносит острый или длительный неконтролиру­емый стресс, то есть неблагоприятное раздражающее воздействие, при кото­ром животное (или человек) не может активно или пассивно воздействовать на окружающую среду для того, чтобы изменить ее. Во время таких стрессов наблюдаются неблагоприятные изме­нения на уровне головного мозга. У животных наблюдается гибель нейронов в гиппокампе при действии неизбегае­мого иммобилизационного стресса под воздействием стрессорного гормона кортизола.

Немец В.В., Виноградова Е.П., "Стресс и стратегии поведения".

Отсюда мы делаем вывод: падение качества мышления связано не со стрессом, а с нарушением ритма "возбуждение - торможение".

Другими словами, не стресс приводит к негативным последствиям, а отсутствие фазы релаксации.

-2

Методика результативного обучения

Методика результативного обучения будет строится на культивировании психического ритма "возбуждение - торможение": перед модулем активности (урок, обучение) мы должны себя мобилизовать, после модуля активности - перевести в состояние релаксации.

Для реализации этой стратегии важно пройти три этапа.

Этап №1. Нивелирование стресса.

Чтобы дать возможность мозгу работать на полную катушку, важно вывести себя из-под влияния всех возможных стрессовых факторов:

  • отключить ленту новостей;
  • обеспечить комфортные условия на учебном (рабочем) месте;
  • отключить уведомления мессенджеров, чтобы они не отвлекали во время обучения;
  • создать комфортные условия для ночного сна и вечернего отдыха;
  • при необходимости, взять паузу на 2-3 дня, чтобы дать мозгу перезагрузиться и снять психический спазм;
  • ввести в свой ежедневный распорядок практики психической разгрузки: прогулки, спорт, медитации.

Нет смысла переходить к учебному процессу, находясь под давлением стрессовых факторов. Поэтому задачей №1 является нивелирование стресса. Маркером успешно пройденного первого этапа является хороший ночной сон.

-3

Этап №2. Освоение фазы "покой"

Напомню ещё раз главную мысль:

Кратковременный стресс ПОСЛЕ ФАЗЫ ПОКОЯ приводит к ускорению процессов мышления и улучшению памяти.

Нет никакого смысла себя стимулировать, когда вы и без того взвинчены.

Напряжённая работа ума во время обучения - это фаза активности, которая ДОЛЖНА смениться состоянием покоя. Если, отложив учебник в сторону, вы продолжаете решать какие-то проблемы или думать о своих целях - вы не отдыхаете.

Фаза покоя подразумевает состояние бесцельности. Она наступает тогда, когда человек ощущает себя в полной безопасности, перед ним не стоит никаких задач, он не пытается ничем управлять, в том числе, себя контролировать.

Фаза покоя наступает во время сна, сеанса релаксации или медитативных практик, не требующих концентрации внимания.

В методе "Охотник" я предлагаю для освоения фазы покоя использовать практику психорегуляции "Место силы", которая рассчитана на сознательное торможение нервной системы. Она позволяет за 10-15 минут полностью восстановить свой психический потенциал и ощутить ментальную свежесть.

-4

Этап №3. Освоение фазы "мотивация"

После того, как вы научились успешно сбрасывать психическое напряжение после интеллектуальных нагрузок, самое время научиться подстёгивать себя на старте. Эту задачу решают психотехники мотивации.

Мотивация - желание действовать. Связана с тонизирующим стрессом, мобилизующим энергетические резервы организма.

Существует множество техник самомотивации, но все они работают только в одном случае: если перед их использованием человек находился в состоянии покоя. Длительный утомляющий стресс сведёт на нет все попытки дополнительно простимулировать уставший мозг.

В методе "Охотник" к техникам самомотивации относятся техники самогипноза, способствующие мобилизации организма и повышающие уровень сосредоточенности на трудовой (учебной) задаче. Время реализации такой практики 3-5 минут.

Освоение описанной выше методики - процесс не быстрый. В среднем, он занимает 3-4 недели. С другой стороны, навыки, которые мы приобретаем через эту методику, настолько существенны, что на них не жалко и 3-4 лет. Управление своим психическим ритмом - ключ к высокой трудоспособности вне зависимости от сферы деятельности.

Рудияр

Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК

#психология #мозг #стресс #мотивация #обучение #мышление #эффективность #самопознание #психотехники #образование