Человек, нацеленный на карьерный рост или запуск своего проекта, находится в состоянии перманентного обучения. Для него крайне важно сократить сроки усвоения информации и повысить качество её запоминания. Чтобы оптимизировать процесс обучения, нужно организовать учёбу в соответствии со знанием законов работы мозга.
Что стимулирует мозг
У организма существует один единственный естественный способ включиться в активную работу - это тонизирующий стресс.
Кратковременный стресс ПОСЛЕ ФАЗЫ ПОКОЯ приводит к ускорению процессов мышления и улучшению памяти.
Таким образом, перед тем как сесть за учёбу, бывает важно мобилизовать себя через искусственно запускаемую стрессовую реакцию, чтобы в голове прояснилось и запоминание улучшилось.
О том, как это сделать - читаем ниже.
Что угнетает мозг
В многочисленных исследованиях на крысах, приматах и добровольцах из числа людей было доказано, что сильный и длительный стресс угнетает познавательные функции мозга и приводит к разрушению памяти.
Наибольший вред организму наносит острый или длительный неконтролируемый стресс, то есть неблагоприятное раздражающее воздействие, при котором животное (или человек) не может активно или пассивно воздействовать на окружающую среду для того, чтобы изменить ее. Во время таких стрессов наблюдаются неблагоприятные изменения на уровне головного мозга. У животных наблюдается гибель нейронов в гиппокампе при действии неизбегаемого иммобилизационного стресса под воздействием стрессорного гормона кортизола.
Немец В.В., Виноградова Е.П., "Стресс и стратегии поведения".
Отсюда мы делаем вывод: падение качества мышления связано не со стрессом, а с нарушением ритма "возбуждение - торможение".
Другими словами, не стресс приводит к негативным последствиям, а отсутствие фазы релаксации.
Методика результативного обучения
Методика результативного обучения будет строится на культивировании психического ритма "возбуждение - торможение": перед модулем активности (урок, обучение) мы должны себя мобилизовать, после модуля активности - перевести в состояние релаксации.
Для реализации этой стратегии важно пройти три этапа.
Этап №1. Нивелирование стресса.
Чтобы дать возможность мозгу работать на полную катушку, важно вывести себя из-под влияния всех возможных стрессовых факторов:
- отключить ленту новостей;
- обеспечить комфортные условия на учебном (рабочем) месте;
- отключить уведомления мессенджеров, чтобы они не отвлекали во время обучения;
- создать комфортные условия для ночного сна и вечернего отдыха;
- при необходимости, взять паузу на 2-3 дня, чтобы дать мозгу перезагрузиться и снять психический спазм;
- ввести в свой ежедневный распорядок практики психической разгрузки: прогулки, спорт, медитации.
Нет смысла переходить к учебному процессу, находясь под давлением стрессовых факторов. Поэтому задачей №1 является нивелирование стресса. Маркером успешно пройденного первого этапа является хороший ночной сон.
Этап №2. Освоение фазы "покой"
Напомню ещё раз главную мысль:
Кратковременный стресс ПОСЛЕ ФАЗЫ ПОКОЯ приводит к ускорению процессов мышления и улучшению памяти.
Нет никакого смысла себя стимулировать, когда вы и без того взвинчены.
Напряжённая работа ума во время обучения - это фаза активности, которая ДОЛЖНА смениться состоянием покоя. Если, отложив учебник в сторону, вы продолжаете решать какие-то проблемы или думать о своих целях - вы не отдыхаете.
Фаза покоя подразумевает состояние бесцельности. Она наступает тогда, когда человек ощущает себя в полной безопасности, перед ним не стоит никаких задач, он не пытается ничем управлять, в том числе, себя контролировать.
Фаза покоя наступает во время сна, сеанса релаксации или медитативных практик, не требующих концентрации внимания.
В методе "Охотник" я предлагаю для освоения фазы покоя использовать практику психорегуляции "Место силы", которая рассчитана на сознательное торможение нервной системы. Она позволяет за 10-15 минут полностью восстановить свой психический потенциал и ощутить ментальную свежесть.
Этап №3. Освоение фазы "мотивация"
После того, как вы научились успешно сбрасывать психическое напряжение после интеллектуальных нагрузок, самое время научиться подстёгивать себя на старте. Эту задачу решают психотехники мотивации.
Мотивация - желание действовать. Связана с тонизирующим стрессом, мобилизующим энергетические резервы организма.
Существует множество техник самомотивации, но все они работают только в одном случае: если перед их использованием человек находился в состоянии покоя. Длительный утомляющий стресс сведёт на нет все попытки дополнительно простимулировать уставший мозг.
В методе "Охотник" к техникам самомотивации относятся техники самогипноза, способствующие мобилизации организма и повышающие уровень сосредоточенности на трудовой (учебной) задаче. Время реализации такой практики 3-5 минут.
Освоение описанной выше методики - процесс не быстрый. В среднем, он занимает 3-4 недели. С другой стороны, навыки, которые мы приобретаем через эту методику, настолько существенны, что на них не жалко и 3-4 лет. Управление своим психическим ритмом - ключ к высокой трудоспособности вне зависимости от сферы деятельности.
Рудияр
Общаюсь с подписчиками в своём клубе ВК
#психология #мозг #стресс #мотивация #обучение #мышление #эффективность #самопознание #психотехники #образование