Читатели «Автоканал 22» задают вопрос: «В чём состоит фатальный изъян ГАЗ-66?» Упоминание о нём было в публикации «Советский вездеход со знаком качества, 5 причин его признания лучшим в своём классе и один фатальный изъян», ссылка на которую дана в конце настоящего текста. Сейчас же подробнее об этом самом изъяне «шестьдесят шестого».
Начали проектировать «шестьдесят шестой» бескапотник в конце пятидесятых как вездеходное шасси. Предполагалось его широкое применение в качестве основы для различных спецнастроек, преимущественно армейских. Практически машина использовалась в различных областях экономики, деятельность которых велась в отдалённых районах, не имеющих дорог.
Гражданские строители, нефтяники, изыскатели не представляли своей работы без ГАЗ-66. В Союзе появился удобный, простой, надёжный, непревзойдённый грузовой «проходимец», не уступающий представителям лидеров мирового автопрома.
По мнению читателей канала: «Хорош ГАЗ-66!». Боевой товарищ с неубиваемыми мостами и всеядным мотором. Вместо бензина лили спирт, водку, бензин с маслом и он успешно довозил до гаража. По снегу и бездорожью, шёл как трактор, лучше танков и БМП. Имел удобный доступ к мотору с предпусковым подогревателем.
Как любая машина ГАЗ-66 имел недостатки: тесная, жаркая летом и холодная зимой кабина с неудобным рычагом КПП, при езде в которой всегда болело левое плечо. Слабый мотор с расходом 40 литров на сотню, КПП с неудачным подбором передаточных отношений не всегда позволяла достичь нужного результата. Ремонт печки и главного тормозного цилиндра – морока.
Спустя 15 лет с начала производства ГАЗ-66 стал устаревать, не соответствовал большому количеству государственных и армейских требований.
В конце 70-х годов встал вопрос его улучшения. Надо было решить пять главных проблем легендарного вездехода:
- увеличить грузоподъёмность и тяговое усилие на крюке для возможности буксировки новых артсистем;
- повысить комфорт и защиту экипажа;
- заменить бензиновый двигатель дизельным;
- сделать ровный пол у платформы;
- повысить надёжность и ремонтопригодность.
Разработку нового армейского вездехода начали в 80-м году. В 82-м году появился ГАЗ-3301, имеющий:
- усиленную раму из лонжеронов переменного сечения;
- шестицилиндровый дизель ГАЗ-542, охлаждающийся воздухом и выдающий 125 л.с. Лицензию на производство купили у Deutz AG из Германии.
- предпусковой подогреватель газо-воздушного типа, что позволяло запустить мотор в минус 50.
- пятиступенчатую КПП с синхронизаторами;
- двухступенчатую раздатку, оснащённую повышающей передачей вместо прямой у предшественника;
- грузоподъёмность и усилие на крюке 2,5 тонны;
- комфортабельную кабину, соответствующую эргономическим требованиям и защищавшей экипаж бронелистами от пуль и ударной волны;
- удлинённые рессоры с пальцевой заделкой, вместо резиновой, что повысило плавность хода и управляемость машины;
- индикацию, с помощью которой водитель мог контролировать работу лебёдки, пониженной передачи в раздатке, подключение переднего моста;
- запас хода по топливу 1300 км.
В 87-м четыре военных образца прошли все испытания, включая ядерные в Семипалатинске. Они числились в реестре армейской техники до 1998 года. Была запланирована подготовка производства новой машины.
Начавшаяся перестройка не позволила найти деньги на подготовку производства. Производство нового автомобиля было не актуально, когда подготовленные к передаче в войска ракеты, подводные лодки и самолёты последнего поколения безжалостно разрезали и разрушили производство. В это смутное время, когда большая часть советского народа и правительство поверило призывам западных политиков: «Признайте наши ценности, а мы вам во всём поможем!»
Фатальный изъян легендарного вездехода.
Плеяда новых армейских начальников проанализировала афганскую компанию и пришла к выводу, что экипаж бескапотного грузовика чаще страдал от наезда на мину, чем капотного. Это стало основной причиной возврата к капотной компоновке полноприводных газовских грузовиков в 1997 году. Выпуск ГАЗ-66 продолжился до 1999 года.
Неутомимые газовцы поставили на конвейер капотный «Садко». Судьба его была не столь легендарной как у «бескапотника». Однако, мне кажется, найдутся люди, которые с уважением отзовутся об этом автомобиле в комментариях. Расскажут о его достоинствах и недостатках, поведают свои истории о младшем брате «шестьдесят шестого», который болгары, со слов Plamen Spasov, прозвали Виетнамка.
Обещанная ссылка на публикацию о ГАЗ-66.
Возможно, Вам будет интересно:
Вспомнил, как учился водить ЗИЛ-555 и 3 случая, сформировавших впечатление об этом советском самосвале.
Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод.
Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500.
#авто #история #интересные факты #ссср #история россии #военная техника #отечественный автопром #автомобили #грузовики ссср