Найти в Дзене
Автоканал 22

Как в Болгарии называют ГАЗ-66, в чём его фатальный изъян? Почему не пошёл в производство ГАЗ-3301, а начали делать «Садко»

Читатели «Автоканал 22» задают вопрос: «В чём состоит фатальный изъян ГАЗ-66?» Упоминание о нём было в публикации «Советский вездеход со знаком качества, 5 причин его признания лучшим в своём классе и один фатальный изъян», ссылка на которую дана в конце настоящего текста. Сейчас же подробнее об этом самом изъяне «шестьдесят шестого».

ГАЗ-66 одним из первых советских вездеходов стал бескапотным. Адрес иллюстрации: https://perevozka24.ru/img/ck_upload/polnoprivodnyj-gruzovik-gaz-66.jpg
ГАЗ-66 одним из первых советских вездеходов стал бескапотным. Адрес иллюстрации: https://perevozka24.ru/img/ck_upload/polnoprivodnyj-gruzovik-gaz-66.jpg

Начали проектировать «шестьдесят шестой» бескапотник в конце пятидесятых как вездеходное шасси. Предполагалось его широкое применение в качестве основы для различных спецнастроек, преимущественно армейских. Практически машина использовалась в различных областях экономики, деятельность которых велась в отдалённых районах, не имеющих дорог.

Гражданские строители, нефтяники, изыскатели не представляли своей работы без ГАЗ-66. В Союзе появился удобный, простой, надёжный, непревзойдённый грузовой «проходимец», не уступающий представителям лидеров мирового автопрома.

Отзыв северянина лучшим образом характеризует газовский вездеход. Адрес иллюстрации: https://carhack.ru/gaz-66-trip-luchshego-vezdehoda-iz-sssr-v-novuyu-epohu/#:~:text=Причины%20снятия%20с%20производства%20ГАЗ-66.,безупречную%20репутацию%2C%20подвела%20армейская%20судьба
Отзыв северянина лучшим образом характеризует газовский вездеход. Адрес иллюстрации: https://carhack.ru/gaz-66-trip-luchshego-vezdehoda-iz-sssr-v-novuyu-epohu/#:~:text=Причины%20снятия%20с%20производства%20ГАЗ-66.,безупречную%20репутацию%2C%20подвела%20армейская%20судьба

По мнению читателей канала: «Хорош ГАЗ-66!». Боевой товарищ с неубиваемыми мостами и всеядным мотором. Вместо бензина лили спирт, водку, бензин с маслом и он успешно довозил до гаража. По снегу и бездорожью, шёл как трактор, лучше танков и БМП. Имел удобный доступ к мотору с предпусковым подогревателем.

Как любая машина ГАЗ-66 имел недостатки: тесная, жаркая летом и холодная зимой кабина с неудобным рычагом КПП, при езде в которой всегда болело левое плечо. Слабый мотор с расходом 40 литров на сотню, КПП с неудачным подбором передаточных отношений не всегда позволяла достичь нужного результата. Ремонт печки и главного тормозного цилиндра – морока.

Даже с седлом выпускали "шестьдесят шестой". Адрес иллюстрации: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ66P_1961year_1.jpg
Даже с седлом выпускали "шестьдесят шестой". Адрес иллюстрации: http://denisovets.ru/gaz/gazprototips/GAZ66P_1961year_1.jpg

Спустя 15 лет с начала производства ГАЗ-66 стал устаревать, не соответствовал большому количеству государственных и армейских требований.

В конце 70-х годов встал вопрос его улучшения. Надо было решить пять главных проблем легендарного вездехода:

  • увеличить грузоподъёмность и тяговое усилие на крюке для возможности буксировки новых артсистем;
  • повысить комфорт и защиту экипажа;
  • заменить бензиновый двигатель дизельным;
  • сделать ровный пол у платформы;
  • повысить надёжность и ремонтопригодность.

Разработку нового армейского вездехода начали в 80-м году. В 82-м году появился ГАЗ-3301, имеющий:

ГАЗ-3301 должен был заменить "шестьдесят шестой. Адрес иллюстрации: http://alternathistory.com/wp-content/uploads/2021/08/0-voennye-gruzoviki-08.jpg
ГАЗ-3301 должен был заменить "шестьдесят шестой. Адрес иллюстрации: http://alternathistory.com/wp-content/uploads/2021/08/0-voennye-gruzoviki-08.jpg

- усиленную раму из лонжеронов переменного сечения;

- шестицилиндровый дизель ГАЗ-542, охлаждающийся воздухом и выдающий 125 л.с. Лицензию на производство купили у Deutz AG из Германии.

- предпусковой подогреватель газо-воздушного типа, что позволяло запустить мотор в минус 50.

ГАЗ-3301 был больше и мощнее своего предшественника. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1979%20GAZ-3301%20Opytnyj/900x/1539156183_10.jpg
ГАЗ-3301 был больше и мощнее своего предшественника. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/img/automobiles/GAZ/1979%20GAZ-3301%20Opytnyj/900x/1539156183_10.jpg

- пятиступенчатую КПП с синхронизаторами;

- двухступенчатую раздатку, оснащённую повышающей передачей вместо прямой у предшественника;

- грузоподъёмность и усилие на крюке 2,5 тонны;

Кабина ГАЗ-3301 отличалась большими размерами, удобством и комфортом. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1781567/pub_5e4982e13880365bb315e677_5e498ac24ae6635ac2741253/scale_1200
Кабина ГАЗ-3301 отличалась большими размерами, удобством и комфортом. Адрес иллюстрации: https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1781567/pub_5e4982e13880365bb315e677_5e498ac24ae6635ac2741253/scale_1200

- комфортабельную кабину, соответствующую эргономическим требованиям и защищавшей экипаж бронелистами от пуль и ударной волны;

- удлинённые рессоры с пальцевой заделкой, вместо резиновой, что повысило плавность хода и управляемость машины;

- индикацию, с помощью которой водитель мог контролировать работу лебёдки, пониженной передачи в раздатке, подключение переднего моста;

- запас хода по топливу 1300 км.

ГАЗ-3301 мог стать лучше предшественника, но подвела бескапотная компоновка. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/
ГАЗ-3301 мог стать лучше предшественника, но подвела бескапотная компоновка. Адрес иллюстрации: https://auto.vercity.ru/gallery/automobiles/gaz/1979/gaz_3301_opytnyj/

В 87-м четыре военных образца прошли все испытания, включая ядерные в Семипалатинске. Они числились в реестре армейской техники до 1998 года. Была запланирована подготовка производства новой машины.

Начавшаяся перестройка не позволила найти деньги на подготовку производства. Производство нового автомобиля было не актуально, когда подготовленные к передаче в войска ракеты, подводные лодки и самолёты последнего поколения безжалостно разрезали и разрушили производство. В это смутное время, когда большая часть советского народа и правительство поверило призывам западных политиков: «Признайте наши ценности, а мы вам во всём поможем!»

Фатальный изъян легендарного вездехода.

Плеяда новых армейских начальников проанализировала афганскую компанию и пришла к выводу, что экипаж бескапотного грузовика чаще страдал от наезда на мину, чем капотного. Это стало основной причиной возврата к капотной компоновке полноприводных газовских грузовиков в 1997 году. Выпуск ГАЗ-66 продолжился до 1999 года.

Гражданский ГАЗ-3308 "Садко" встал на конвейер вместо "шестьдесят шестого" Адрес иллюстрации: https://driveboom.ru/gallery/gaz/photo/gaz-3308-1999-41294sm.jpeg
Гражданский ГАЗ-3308 "Садко" встал на конвейер вместо "шестьдесят шестого" Адрес иллюстрации: https://driveboom.ru/gallery/gaz/photo/gaz-3308-1999-41294sm.jpeg

Неутомимые газовцы поставили на конвейер капотный «Садко». Судьба его была не столь легендарной как у «бескапотника». Однако, мне кажется, найдутся люди, которые с уважением отзовутся об этом автомобиле в комментариях. Расскажут о его достоинствах и недостатках, поведают свои истории о младшем брате «шестьдесят шестого», который болгары, со слов Plamen Spasov, прозвали Виетнамка.

Обещанная ссылка на публикацию о ГАЗ-66.

Возможно, Вам будет интересно:

Вспомнил, как учился водить ЗИЛ-555 и 3 случая, сформировавших впечатление об этом советском самосвале.

Ярославские дизели считались лучшим в СССР. Изучил 5 причин популярности и сделал неожиданный вывод.

Мазисты, так называли водителей МАЗов в СССР. 5 причин популярности МАЗ-500.

Уважаемые читатели, если Вам нравится публикация и близки высказываемые автором мысли, ставьте «палец вверх». Напишите, пожалуйста, своё мнение в комментариях и подпишитесь на канал – это позволит мне с большим энтузиазмом готовить для Вас интересные материалы.
Уважаемые читатели, если Вам нравится публикация и близки высказываемые автором мысли, ставьте «палец вверх». Напишите, пожалуйста, своё мнение в комментариях и подпишитесь на канал – это позволит мне с большим энтузиазмом готовить для Вас интересные материалы.

#авто #история #интересные факты #ссср #история россии #военная техника #отечественный автопром #автомобили #грузовики ссср

Авто
5,66 млн интересуются