Ямантака (на санскрите Yamāntaka - "Одолевший Яму (Бога смерти)) - Идам (Божество) в буддизме Ваджраяне, Дхармапала, гневная форма Бодхисаттвы Манджушри. Особо почитается в Тибете.
- Дхармапала - в буддийский мифологии гневные Божества, защитники учения и буддистов, часто изображаются со страшными оскаленными пастями, злобными лицами, с тремя глазами налитыми кровью.
Исторически образ Ямантаки сложился в Индии в первом тысячелетии нашей эры.
Ямантака традиционно изображается с 16-ю ногами, с 34-мя руками, с 9 головами (одна из голов - бычья). Все головы снабжены тремя глазами. Его тело синего цвета с эрегированным лингамом (половым членом). Он одет в окровавленный плащ из слоновой кожи, с трезубцев в руке, а его ожерелья сделаны из человеческих черепов или голов.
- "Его правые руки держат ваджру, кинжал, топор, морскую раковину, стремя, палицу, жезл, меч и другие атрибуты. Левые реки - череп, голову, щит, ногу, аркан, лук, саван и другие атрибуты. Под его ногами справа - человек, бык, слон (иногда вместо слона изображают яка), осёл, верблюд, собака, овца и лиса (это набор жертвенных животных в религии бон, за исключением верблюда и лисы. Под его ногами слева - коршун, сова, ворон, попугай, павлин, нырок и лебедь. По иконографическому канону внизу изображается кладбище".
- Над 8-ю из 9-ти голов Ямантаки изображается голова Будды Манджушри, чьим проявлением (ипостасью) считается Ямантака. Ямантака в союзе со своей супругой Ваджраветали в (Яб-Юм - соединение Бога и Богини) совокуплении.
Имена и ипостаси Ямантаки.
На тибетском (транслитерация Вайли) Яматака будет - "Gshin-rje-gshed", на японском - "Дайтокумёо" (сокращённо "Дайтоку"); китайском пиньинь - Dà wēidé jīngāng; монгольскиом- Эрлэгийн Жаргагч (Очир-Аюулгагч).
Существовали разные ипостаси Ямантаки - "Рактаямари" ("красный Ямари"), "Кришнаямари" ("чёрный Ямари") (он в свою очередь выступал в четырёх разных формах: двурукий, четырёхрукий, шестирукий). Но наиболее известной формой Ямантаки был "Ваджрабхайрава" ("угрожающая ваджра").
Тибетская легенда о появлении Ямантаки.
В тибетской легенде рассказывается, что в старые времена жил один великий йогин (йог), который медитировал в пещере. В пещеру к нему забрели непрошенные гости, ведя за собой огромного быка. Там они забили животное и стали его жарить. В свете костра, разведённого ими в пещере, кто-то из них увидел медитировавшего йога.
Испугавшись, что он станет свидетелем кражи (быка они украли), они отрубили йогу голову, а затем спокойно продолжили свой пир. "Когда "сознание медитирующего йога вернулась в его тело, он стал метаться по пещере, чтобы найти что-то подходящее взамен своей головы. Ею стала голова уже съеденного быка. Выбора не было, и йог водрузил голову быка на свои плечи.
В приступе гнева йог убил воров, и после этого продолжал убивать людей, став настоящей напастью для них, и превратился во Владыку Смерти (Яму). Люди обратились за помощью к Бодхисаттве Манджушри, который ответил на их мольбы. Манджушри превратился в Ваджабхаирава ("Ужасающего ваджрой"), или в Ямантаку ("Победителя Владыки Смерти"), и он также приобрёл форму быка, чтобы стать равным по силе с разгневанным йогом.
Манджушри победил и подчинил йога, который из злобного существа превратился в великого защитника Дхармы (учения) - Ямантака.
- Пещера в легенде о превращении йога в Ямантаку выступает "инициацией", "посвящением" по фольклористу В. Я. Проппу.
Параллели, сходства.
Изображение Божества с головой быка (коровы) известны в Древнем Египте (Божества Апис, Мневис, Бухис, Нут и т. д.), в Древней Греции (Зевс, Минотавр (который связан с культом Зевса)), в западно-семитской мифологии быками назывались Боги Илу (Эль) и Баал (с головой быка). Главным Богом Вавилона был Мардук - "крылатый бык", которого называли "телёнком Уту" (Бога Солнца).
- В самой Индии Бог Индра (чьей ипостасью, по некоторым версиям, считается Ямантака) именуется "красным быком, дающим жизнь", "бык быков". В Ригведе (религиозных гимнах) гром - это рёв быка, молния - его рога, а дождь - его семя, оплодотворяющее землю. Существует мнение, что санскритские слова "бык" и "дождь" произошли от одного корня. О Боге грозы, Индре, говорится, что он "разъярённый, как бык". Индре приносили в жертву быков (как и Зевсу и другим Богам Греции, и не только). Также Нанди - священный бык Бога Шивы.
Византийский историк Прокопий Кесарийский (490-565 годы) писал, что славяне жертвовали быков Богу - "творцу молний".
Изображение Божества в виде человека-быка, совокупляющегося в женщиной может быть верой в тотемизм, происхождение народа от тотема, почитаемого животного. Ритуальное лишение девственности в некоторых культурах проводилось в сококуплении девушки с козлом или быков.
- Вера в 4 ипостаси Бога разных цветов (по сторонам света - красный, чёрный и т. д.) было также в и Китае и Америке (майя, ацтеки и др.).
Смотрите другие наши статьи о Богах и мифологии народов мира
Составитель статьи Авакян-Салимов Габриэль.