Найти тему
Владимирский тяжеловоз

Какие из автомобильных брендов точно останутся в России, а какие точно уйдут

Одна за другой приходят новости, что заводы на территории России приостанавливают выпуск машин. В Калининграде стал завод БМВ, с 14 марта Ниссан приостанавливает выпуск авто на заводе в Санкт-Петербурге, и даже АвтоВАЗу пока приходится несладко из-за отсутствия комплектующих.

В связи со всем этим возникает логичный вопрос: сколько это продлится, и вернутся ли вообще автомобильные бренды на российский рынок? Ведь приостановка производства — это одно, а полный вывод производства из страны — это совсем другое.

Главная проходная нашего ГАЗа, на котором собираются Шкоды Октавия, Карок, Кодиак и Фольксваген Таос                                                                                                       Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons
Главная проходная нашего ГАЗа, на котором собираются Шкоды Октавия, Карок, Кодиак и Фольксваген Таос Алексей Трефилов, CC BY-SA 4.0 <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0>, via Wikimedia Commons

По итогам 2021 года российский авторынок стал вторым в Европе, уступив по количеству продаж Германии и обойдя Францию. По данным за февраль 2022 года, Франция вышла на второе место, а Россия заняла "бронзу" в общем зачете по количеству проданных авто. И тем не менее российский автомобильный рынок остается значимым по меркам Европы, и терять такого большого потребителя не хотели бы очень многие концерны.

Если предположить возможность ухода некоторых брендов из России, то менее болезненно это пройдет у компаний, продажи которых у нас в стране и так оставляли желать лучшего. Без Ситроэнов и Роллс-Ройсов мы обойдемся, а вот без Рено и Фольксвагена со Шкодой будет уже сложнее. Понятно, что свято место пусто не бывает, и вакуум наверняка поспешат заполнить Черри, Джили, Джаки и прочие Хавалы, но факт остается фактом: уход брендов из страны — это стресс как для экономики страны, так и для самих брендов.

2021 год стал рекордным по количеству продаж Роллс-Ройсов в России. Продали аж 300 машин
2021 год стал рекордным по количеству продаж Роллс-Ройсов в России. Продали аж 300 машин

Все концерны прекрасно понимают, что если они прямо сейчас объявят об окончательном уходе с российского рынка, их нишу с удовольствием займут другие производители. Поэтому никто не спешит рубить концы, переходить Рубикон и действовать по другим аналогичным по смыслу идиоматическим выражениям.

Поэтому и в новостях все время говорят не об остановке, а о приостановке производства. Все ждут и надеются, что ситуация улучшится, и они смогут дальше работать, как раньше. Пожалуй, единственный бренд, который ушел с концами — это японская Хонда. Но у Хонды и так дела на российском рынке шли неважно: в модельном ряду оставалось всего два кроссовера (CR-V и Пилот), и еще в конце прошлого года руководство компании говорило о том, что на март запланировано завершение продаж автомобилей бренда в России. То есть по сути Хонда ушла не в связи с последними событиями, а просто из-за невостребованности на российском рынке.

Aero7, CC BY-SA 2.5 MY <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5/my/deed.en>, via Wikimedia Commons
Aero7, CC BY-SA 2.5 MY <https://creativecommons.org/licenses/by-sa/2.5/my/deed.en>, via Wikimedia Commons

Остальные марки пока лишь приостанавливают поставки, причем в 90% случаев не по политическим причинам, а по причине нарушения логистических цепочек и нестабильного курса национальной валюты. Автомобили просто боятся ввозить в Россию, потому что не понимают, за сколько рублей их нужно продавать. Как только курс валюты немного устаканится, думаю, финансисты рассчитают новые ценники и начнут поставки как готовых авто, так и комплектующих, необходимых для локальной сборки.

Так что пока никто не ушел окончательно и никто на 100% не остался. С уверенностью можно говорить разве что про АвтоВАЗ и УАЗ, которые тоже в значительной степени зависят от импортных комплектующих.

Как думаете, многие ли бренды в итоге уйдут из России, и многие ли останутся?