Предлагаю к обсуждению интересную тему.
Как выглядит рутинное начало диалога с доктором?
- Наталья Семеновна, добрый день, пройдите пожалуйста со мной. Меня зовут Анна Юрьевна, я врач акушер-гинеколог. Как вас предпочтительнее называть?
- Наташа/Наталья - слышу я чаще всего. Крайне редко пациенты 40+ просят себя называть по имени и отчеству.
Почему так? Мои невероятно профанские представления о психологии людей подсказывают, что пациенты интуитивно хотят сблизиться с доктором, которого видят в первый раз. Им не хочется прятаться за официальное обращение, но они стремятся к максимально теплому и дружескому общению. Ведь предстоит обсуждение крайне интимных сторон жизни. А еще и осмотр во всей красе.
С другой стороны, возможно, в нас говорит коллективное бессознательное, которое пытается сыграть в ролевую игру ребенок-взрослый. Пациент, не обладая достаточными знаниями в медицине, представляет собой «глупого» ребенка. А доктор - мудреца, который свысока дает наставления и советы. Ребенок не может спорить, высказывать свое мнение или ослушаться. Это называется патерналистский подход к медицине. Его исповедовало общество в течение многих веков.
Но мы-то совсем про другое.
Мы про партнерские отношения.
Это когда пациент является равноправным участником процесса. Задача доктора разъяснить все возможные варианты подхода, о рисках и пользе каждого и вместе с пациентом прийти к решению. Таким образом разрабатывается с одной стороны тактика индивидуального подхода, а с другой, это все еще медицина, основанная на доказательствах, без авторских фантазий. Здесь важно, что пациент берет на себя часть ответственности за свое здоровье. И это хорошо, а не плохо. Ведь он будет выполнять рекомендации, к разработке которых сам же и причастен.
Пример: у меня была пациентка, которая пережила за полгода несколько потрясений: попала в ДТП с серьёзными увечьями, пережила несколько операций с осложнениями. И тут выясняется, что у нее еще и дисплазия шейки матки тяжелой степени: нужно делать конизацию. Она говорит мне: доктор, я больше не могу. И мы с ней договорились, что она съездит на отдых на несколько месяцев, а затем мы вернемся к этому вопросу.
Пример 2: пациентка посетила нескольких гинекологов в надежде, что ей назначат КОК (у нее адские болезненные месячные). Но при этом у нее мигрень с аурой. Она говорит: мне плевать на мигрень, назначьте. И мы с ней обговорили все варианты развития событий: почему КОК с мигренью не друзья, какие риски и какие альтернативные методы я могу предложить. Пациентка в итоге отказалась от идеи КОК. Но сама. САМА. И больше она не пойдет с таким запросом.
Именно поэтому мы стремимся выстаивать партнерские отношения с пациентами, поскольку видим их более перспективными и эффективными.
И вот после настолько длительного вступления в моем стиле, вопрос: если пациент делает первый шаг и старается сократить дистанцию врач-пациент до друг-друг, прося называть себя по имени, уместно ли и врачу также просить называть себя по имени?
Этот вопрос занимает меня давно.
Сейчас ради эксперимента я представляюсь так: меня зовут Анна Юрьевна, если вам комфортно, можете называть меня просто Анна.
По началу эта идея казалась странной. Некоторые пациенты, которые давно следят за мной в инстаграм, назвали меня просто Аня/Анечка. Мне это резало слух. Я ощущала себя Скреппи-ду, который «тадарататаам - дорогу щенкам», но его никто не воспринимает всерьез. Но с другой стороны люди пришли ко мне за большие деньги, а значит мои слова для них значат многое. Так почему бы и не по имени, ведь нам предстоит выстаивать партнерские отношения? С чего бы и не начать с дружеского обращения.
Что думаете? Комфортно ли вам называть врача по имени? Или вам как врачу норм?