Какие более старые платформы Московского метро напоминает "Чертановская", и почему так вышло? С какими трудностями столкнулись рабочие во время строительства? Чему посвящена её отделка станции? Как её правильно рассматривать, чтобы увидеть всё, что скрыто от невнимательных пассажиров? А также - что общего у наземного вестибюля "Чертановской" и станции "Медведково"? Об этом и не только расскажу сегодня.
Легенды о строительстве
"Чертановская" открылась 8 ноября 1983 года в составе первого участка новой линии от "Серпуховской" до "Южной". Станция расположилась на пересечении Балаклавского проспекта и Чертановской улицы. А своё название получила в честь одноимённой местности. Метро здесь было необходимо. С 1975 года тут вели строительство нового экспериментального микрорайона "Северное Чертаново". Многие дома к началу 1980-х уже заселили. Но добраться до своих квартир из центра города, например, жителям было непросто. Новая станция должна была решить эту проблему.
#Строительство шло в сложных геологических условиях. Крепкие известняковые породы чередовались с обводнёнными песками. Причина, скорее всего, кроется в том, что здесь протекает река Чертановка. Несмотря на трудности, возводили станцию в основном открытым способом. Так как район был уже хорошо застроен, то пришлось работать очень аккуратно. Во-первых, чтобы не повредить коммуникации на небольшой глубине. Во-вторых, чтобы не останавливать движение по важным улицам. Поскольку вокруг стояло много жилых домов, во время строительства применили технологии шумоизоляции, а также уменьшения вибрации от поездов.
Однако пришлось использовать и полуоткрытый метод работ во время строительства тоннеля между "Севастопольской" и "Чертановской". В некоторых источниках встречается информация, что на пути тоннелей встала хрущёвская пятиэтажка. В 1980 году её планировали снести, чтобы продолжить прокладку трассы метро, но местные жители здание отстояли. В итоге пришлось прокладывать тоннель под хрущёвкой. Мне не удалось найти подтверждений этому. Во-первых, на пути линии стоят сразу два дома (Черноморский бульвар, 15к2 и 17к1). Во-вторых, в официальных источниках я не встречал таких данных.
Перерождение по-метростроевски
Проект "Чертановской" разработала Нина Алёшина. Архитектор лично контролировала все бетонные и отделочные работы. Есть любопытная #история , которая объясняет внешний облик станции. Якобы изначально планировалось, что это будет обыкновенная "сороконожка". Но в процесс вмешался "Метропроект" (сейчас "Метрогипротранс"). Дело в том, что в 1983 году Совет Министров планировал наградить организацию в честь 50-летнего юбилея с момента образования. Но требовался какой-то дополнительный повод. Например, создание самой красивой станции за последние годы.
Поэтому Нине Алёшиной поручили, чтобы внешний облик "Чертановской" перекликался со станциями первой и второй очереди Московского метро. А именно - "Кропоткинской" и "Автозаводской". Так и появился итоговый декор платформы с оригинальными колоннами. Правдива ли эта история на самом деле сказать трудно. Однако такое объяснение появления декора "Чертановской" весьма интересное. С поставленной задачей архитектор справилась прекрасно. Её станция действительно напоминала творения другого зодчего Алексея Душкина.
Саму платформу сооружали открытым способом. Поэтому "Чертановская" - это колонная станция мелкого заложения. Её глубина составляет 10,5 метров. Конечно, такой просторной, как станции, на которые она должна была быть похожей, "Чертановская" не выглядит. Но в целом, архитектурное сходство достаточно большое.
Легко и воздушно
Несмотря на внешний вид, основной темой оформления станции является реконструкция, а также строительство Москвы. Кажется, что в декоре "Чертановской" ничего такого нет. Однако стоит присмотреться поближе. Например, обратить внимание на путевые стены. Там вы заметите металлические вставки, на которых можно увидеть нечто, похожее на высотные жилые дома. Эти украшения создали художники М. Алексеев и Л. Новиков.
Продолжает эту же тематику ещё одна работа вышеупомянутых авторов, но в наземном павильоне. Огромное смальтовое панно у турникетов рисует нам образ, как выглядела #москва в разгар строительства тех лет: подъёмные краны, рабочие в касках, высотные здания и девушка, которая смотрит на улицу из окна своей новой квартиры. Но вернёмся на станционную платформу.
Как я писал ранее, главной деталью оформления стали колонны. Они имеют форму четырёхконечной звезды и немного расширяются у сводов, плавно переходя в объёмный белый потолок. Углубления в нём - это кессоны, если говорить на архитектурном языке. Присмотритесь к путевым стенам и вы заметите, что они также чуть вогнуты. Множество округлых форм придают станции лёгкость и воздушность. Это ощущение усиливается за счёт использования в отделке белого мрамора сорта "Коелга". Пол "Чертановской" украсили гранитом разных цветов. Вместе они образуют орнамент, чем-то напоминающий ковёр.
Отдельного внимания заслуживает освещение. Для этого вдоль центральной оси станции установили хрустальные люстры. Внешне они похожи на башни. Возможно, эта деталь также должна была подчеркнуть связь со строительной тематикой. На боковых платформах разместили точно такие же светильники, но уже более компактные.
Северные мотивы на южной станции?
"Чертановская" - одна из немногих станций #метро того времени, которая удостоилась собственного наземного вестибюля. В основном выходы из платформы тогда вели в подземный переход, откуда пассажиры уже поднимались на поверхность. В оформлении павильона использовали такой же светлый мрамор, как и на самой станции.
Козырёк выполнен из тёмного металла, который по цвету немного напоминает бронзу. Здесь же можно увидеть небольшие треугольники, которые образуют геометрический орнамент. Интересно, что такая отделка очень похожа на путевые стены другой станции, которую проектировала Нина Алёшина, "Медведково". Там тематика оформления перекликалась с мотивами севера, и небольшие треугольники символизировали льдинки. Почему практически такой же декор архитектор использовала в павильоне "Чертановской", сказать трудно.
В целом, станция получилась и правда одной из самых красивых для своего времени. На момент открытия она была долгожданной, но сильно загруженной так и не стала. Ежедневно "Чертановской" пользуются 56 тысяч человек. Возможно, это связано с тем, что здесь развиты и другие виды транспорта: автобусы и трамваи.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!