Пару слов о том, что такое динамометрический стенд, для чего он нужен и в каких случаях.
Это специальный стенд, который позволяет заменять мощность, крутящий момент, скорость и некоторые другие параметры мотоцикла, а главное можно получить данные о смеси топлива с воздухом, которая сгорела в двигателе, и наложить ее на графики мощности и крутящего момента. Это позволяет анализировать оптимальна ли работа двигателя в том или ином диапазоне или нет, ну и помогает ее привести в нужные рамки.
Нужен он обычно в двух случаях, когда нужно замерить мощность и момент, и оценить ситуацию, и когда есть необходимость настроить двигатель.
Настройка обычно нужна в той или иной мере, при любых изменениях связанных с двигателем. Часть изменений может не сильно влиять на смесь, часть очень существенно, вплоть до нарушения оптимальной смеси настолько, что появляются ощутимые провалы в мощности и даже поломки в двигателе, такие как прогар поршней или клапанов. Зачастую и абсолютно стандартные мотоциклы требуют корректировки смеси, т.к. с завода настроены так, чтобы в первую очередь проходить требования по экологичности выхлопа и нормы шума, или есть какие либо особенности рынка сбыта, да и косяки производителей бывают. И тем более необходима настройка топливных и не только карт при замене выхлопной системы, удалении катализатора, доработках впуска, и особенно при доработках самого двигателя (другие поршни, распредвалы, портинг и тд.).
Итак перечислю, что необходимо проверить в мотоцикле перед тем как настраивать топливные карты. Если были проблемы с какими либо из этих узлов или деталями, то настроенная под данный конфиг система, будет не корректно работать после исправления этих проблем, и придется настраивать топливные карты заново.
Общее состояние мотоцикла.
— Не должно быть никаких утечек жидкостей из мотоцикла
— Состояние задней покрышки должно быть не очень изношенное. Тем более не должно быть видно корда. Заднее колесо должно быть накачано согласно заводским рекомендациям. Если мотоцикл мощный, особенно с наддувом или закисью, то покрышка должна быть свежей, задубевшая, может начать буксовать на барабане, как ее не притягивай…
— Мотоцикл должен быть полностью исправным
— Задний тормоз должен быть в исправном состоянии.
— Мотоцикл должен быть чистым.
Двигатель
— Не должно быть никаких посторонних звуков, стуков, от двигателя
— Двигатель должен иметь компрессию в рамках рекомендуемых в сервис мануале. Компрессия должна быть не «масляная» . Т.е. если компрессометр показывает нормальную компрессию, но расход масла 500мл на 1000км, значит в цилиндрах присутствует всегда масло, и из за этого компрессия выше чем на самом деле. Такой двигатель нужно сначала привести в порядок, а потом настраивать.
— Должны быть отрегулированы зазоры клапанов. Т.к. это ощутимо влияет на работу двс.
— Цепь ГРМ должна быть заменена, если уже есть посторонние шумы от ее работы.
— Уровень масла должен быть по верхней метке, кроме Kawasaki ZX14 и ее производных. У нее уровень выше середины заливать не рекомендуется, иначе на полном уровне, при длительной работе мотора на высоких оборотах, стандартная система вентиляции картерных газов не справляется и масло начинает поступать в больших количествах в аирбокс. При достижении критического уровня, оно начинает литься в двигатель через впуск, что может привести к гидроудару и выходу двигателя из строя. Так же рекомендуется использовать масло с рекомендованной производителем вязкостью.
— Система дожига выхлопных газов, так называемый PAIR или AIS, должна быть заглушена, иначе показания широкополосного лямбда зонда будут не корректны.
— Сцепление не должно буксовать
— Система охлаждения должна быть в хорошем состоянии
— Приводная цепь должна быть в хорошем состоянии и смазана, иначе будут большие потери мощности с изношенной цепью (до 7-10л.с.!)
— Не должно быть утечек в выхлопной системе
Система питания
— Если мотоцикл старше 5 лет, крайне рекомендую проверить давление топлива в системе (обычно оно 2.9-3.2 бара, но иногда может быть другое, нужно проверить в сервис мануале). А так же не помешает проверить состояние фильтров тонкой и грубой очистки. С нашим бензином, они достаточно быстро засоряются. Если мотоцикл старше 10 лет или есть какие то проблемы с разгоном на высоких оборотах, то проверка давления необходима перед настройкой! Возможно уже устал бензонасос или забиты фильтра, форсунки.
— На мотоциклах старше 15 лет, желательно проверять состояние форсунок, насколько качественно они распыляют топливо.
— Воздушный фильтр должен быть новый или с пробегом до 2000км. Если это многоразовый моющийся, он должен быть промыт и пропитан без фанатизма. Желательно на нем проехать около 100км после проптики. Грязный фильтр может ощутимо влиять на смесь!
— Если есть проблемы с холостым ходом или с плаваньем холостых оборотов, желательно проверить синхронизацию дроссельных заслонок, и отрегулировать если необходимо.
— Если мотоцикл карбюраторный, то необходимо заменить ВСЕ изношенные детали и уплотняющие резинки перед настройкой.
— Устранить все места подсоса воздуха на впуске, если таковы имеются.
— Мотоцикл должен быть с полным баком бензина, на том на котором вы планируете его использовать. Зачастую целого бака может не хватить для качественной настройки, поэтому привозите с собой дополнительный, если он чем то отличается от обычного, который можно купить на заправке.
— В системе самодиагностики впрыска не должно быть ошибок, или о них необходимо предупредить.
— Начальная и конечная точка открытия дроссельной заслонки должна быть отрегулирована. На многих Kawasaki дроссель не открывается более 95%, нужно доработать упор дросселя.
Система зажигания
— Свечи должны быть новыми или недавно установленными. Если у них пробег более 5000км, желательно их заменить.
— Проверяйте зазор между электродами свечей, согласно сервис мануалу.
— Свечи желательно использовать оригинальные (купленные по оригинальному парт намберу производителя мотоцикла), т.к. на рынке очень много подделок, с которыми могут быть проблемы под нагрузкой. Свечи лучше использовать с тем калильным числом, что рекомендует производитель, если нет веских причин на другое.
— Катушки зажигания и высоковольтные провода должны быть в хорошем состоянии и не иметь следов пробоя или трещин
Если все это в порядке, тогда можно надеяться на успех и хорошие показатели после настройки, и последующей работе мотоцикла!
При возникновении каких либо проблем с мотоциклом, часть из них возможно оперативно решить у нас в мастерской, а часть нет. Так же зачастую может не быть времени для этого, т.к. хорошая настройка итак может занимать 1-2 дня на диностенде, поэтому важно проверить перед настройкой все эти вещи!
:)