«Способность распознавать хорошего
руководителя практически столь же важна,
как и само хорошее руководство». Джон Фэйворс
Автор статьи: Сергей Аваков
Сергей Витальевич Аваков – рыцарь Гуманной педагогики (Шалвы Амонашвили), директор фестиваля педагогики «Зерна», исследователь Вед, профессиональный коуч-консультант по личностному развитию с более чем 20-летним стажем. Отец 6 детей.
А вы задумывались о причинах упадка культуры и духовно-нравственных ценностей в современном обществе? Вот как минимум 10 признаков такой деградации:
1. Во всех сферах жизни наблюдается усиление атеизма и материализма.
2. Деградация семьи: высокий уровень разводов, узаконенные однополые браки, насилие над детьми, матери работают, а отцы практически не бывают дома.
3. Пренебрежительное отношение к жизни: разрешение абортов, содействие самоубийству, эвтаназия и генная инженерия.
4. Преобладание низменных, аморальных развлечений: современное телевидение и развлекательная индустрия по сути пропагандируют насилие, трактуют разного вида извращения как норму и способствуют размыванию системы ценностей.
5. Рост преступности и насилия среди молодежи. Как пример постоянные побоища во время футбольных матчей и рок-концертов, появление разного рода националистических и фашистских банд.
6. Обнищание среднего класса, который становится больше похож на бедных рабочих.
7. Несостоятельность правительств, которая проявляется в постоянных экономических кризисах, в неспособности грамотно управлять бюджетом страны, растущая коррупция и скандалы вокруг личной жизни так называемых «лидеров».
8. Правительства, попустительствующие нравственному распаду общества.
9. Слабоволие правящего класса, проявляющееся в том, что говорят одно, делают другое. Отсутствие нравственности и должной этики, приводящие к разрушению благочестия людей.
10. Неспособность людей понимать происходящее, несмотря на его очевидность. Хотя все вышеперечисленные признаки деградации налицо, большинство людей не осознают нависшей над ними опасности.
Мы специально начали нашу статью с этого списка, чтобы дать вам, дорогие читатели, возможность остановиться и задуматься: что происходит вокруг меня, в каком мире я живу и каков мой личный вклад во все это. Если мы думаем, что мы тут не при чем, это ошибка.
Мы оказались в это время здесь не просто так и у каждого из нас есть выбор: либо все, что я делаю, будет способствовать всеобщей деградации, либо будет содействовать возвышению сознания людей и всей планеты.
От чего зависит наш выбор? От двух наших способностей. Первая – это различать подлинных лидеров, а вторая – это самим развиваться как лидерам.
Большая часть проблем современного общества вызвана плохим руководством – лидерами, остановившимися в своем развитии, которые просто манипулируют людьми и эксплуатируют их. Такие лидеры далеки от высших ценностей жизни и духовной культуры.
Эрик Хоффер, специалист в области социальной психологии, говорит: «Существует два вида деградации среди членов организации: деградация, вызванная властью, и деградация, вызванная слабостью, то есть неспособностью противостоять тем, кто развращен властью. И те, и другие теряют контакт со своей совестью».
Когда лидеры владеют своими чувствами и не идут на поводу своих низменных прихотей, они способны получать вдохновение и силу, идущие свыше и становится проводниками более высоких вибраций. Однако, если «лидер» не владеет своими чувствами, он будет использовать людей вместо того, чтобы оказывать им покровительство. Люди последуют его примеру и сами станут такими же бесчестными и эгоистичными, как и он сам.
Итак, лидеры формируют сознание людей, а сознание людей порождает определенных лидеров. Из этого круга невозможно выбраться без духовного понимания жизни и ее законов. Без надлежащего духовного руководства конфликты современного общества будут лишь усугубляться.
В своей книге «Лидер новой эпохи 2» Джон Фэйворс устанавливает новый стандарт руководства, основанный на принципах целостного развития личности и общества. Его подход основан на глубоком исследовании духовного измерения, какого не предпринимали такие известные учителя в сфере лидерства и управления, как Стивен Кови («Принцип-центричное руководство»), Кевин Кэшмен («Руководство изнутри»), Кен Бланчард («Ситуационное руководство») и другие.
Джон Фэйворс раскрывает тайны универсальных духовных корней руководства. Его основной тезис таков:
невозможно стать истинным, зрелым лидером, не усвоив фундаментальные принципы духовности.
Так как центром личности и ее высшим проявлением является душа, подлинный лидер сосредотачивает свое внимание на духовной природе человека. Хотя мы ведем материальное существование, каждый в своей глубинной сущности является существом нематериальным.
Настоящий лидер понимает первостепенные потребности своих последователей и старается удовлетворить их в первую очередь. Чтобы добиться этого, лидер должен глубоко осознать, что высшее благо лежит за пределами материальных потребностей. Это отнюдь не означает, что он пренебрегает своими или чужими материальными потребностями. Он способен находить баланс между духовными и материальными потребностями благодаря знаниям человеческой природы и духовных законов мира.
Принципиально новый подход Джона Фэйворса основан на опыте его многолетнего изучения древнейшей ведической цивилизации, которая просуществовала несколько тысячелетий и была наиболее устойчивой, прогрессивной и целостной из известных нам. Исследуя ведическую цивилизацию, Карл Маркс был поражен тем, что в ней не было никаких экономических и социальных кризисов, не было революций и бунтов. Эта цивилизация не смогла послужить иллюстрацией его теории, и он не стал глубоко изучать ее особенности. А зря!
Джон Фэйворс суммировал принципы на которых основывались настоящие лидеры ведической цивилизации и успешно применял их в своей жизни и активно обучал тех, кто обращались к нему за помощью и знаниями. Предлагаемая им концепция «лидера-слуги» помогает руководителю понять самого себя и свои взаимоотношения с теми, кем он руководит. Иначе говоря, он обучал на своем примере тому, как быть и лидером, и слугой одновременно. Далее мы хотим перечислить универсальные характеристики подлинного лидера и коротко обсудить их.
1. Лидер-слуга наделен глубокой любовью к людям
Он сочувствует страданиям других, поскольку он постоянно держит руку на пульсе своих подопечных и искренне озабочен их благополучием. Его чувства по отношению к подчиненным абсолютно искренни.
Царь Притху, один из великий лидеров в ведической культуре говорил:
«Ко всем женщинам царь будет относиться с тем же уважением, с каким относился бы к собственной матери, а жену будет считать половиной своего тела. Он будет заботиться о своих подданных, как любящий отец, и всегда считать себя смиренным слугой преданных, которые без устали проповедуют славу Бога». («Шримад-Бха-гаватам», 4.16.17)
2. Лидер-слуга дарует людям чувство счастья и защищенности
В современном обществе подавляющее большинство людей пребывает в постоянном беспокойстве. Они чувствуют себя незащищенными и несчастными. Настоящий руководитель понимает чувства людей, и когда у власти находится могущественный лидер-слуга, он не допускает разгула страданий.
Доктор медицины Дин Орниш в своей книге «Любовь и выживание» подчеркивает, что исцеляющая сила любви и эмоциональной близости имеет под собой научную основу. В ходе своих исследований он установил, что люди, которые не чувствуют себя любимыми, в три-пять раз более подвержены болезням и даже преждевременной смерти. Его исследования подтверждают тот факт, что любовь способна исцелять.
3. Лидер-слуга создает устойчивые ценности
На древнем ведическом языке, санскрите, быстрый успех называется преяс, а устойчивые, долговременные результаты, имеющие непреходящую ценность, называются шреяс. В восточной Африке есть пословица, смысл которой таков: хотя мы считаем, что получили настоящее в наследство от своих предков, в действительности мы одолжили его у наших потомков. Лидер-слуга осознает, что наши сегодняшние поступки повлияют на то, как будут жить наши дети. Поэтому лидер-слуга думает о том, как он должен жить сейчас, чтобы будущее имело большую ценность.
4. Лидер-слуга является философом
Лидер-слуга всегда стремится к истине и дхарме. Слово дхарма трудно перевести на какой-либо другой язык, поскольку значение этого санскритского слова имеет множество оттенков. Термин дхарма может относиться к религии, этике, целостности, истине и, в конечном счете, ко всему вечному (санатана-дхарма). Любой руководитель, обладающий более высоким сознанием, до некоторой степени является философом, пытающимся понять смысл и суть вещей. Лидер-слуга должен видеть истину и полностью посвятить себя следованию истине, не пугаясь никаких трудностей и препятствий.
Поиск истины — это поиск внутренней связи между вещами. Поиск истины подразумевает желание задавать вопросы, которые выходят за рамки наших обычных финансовых, политических, религиозных и этических интересов и позволяют увидеть картину в целом. Поиск истины подразумевает тщательное изучение последствий всех наших поступков. «Что истинно? Каковы универсальные принципы? Принесет ли кому-либо благо то, что я собираюсь предпринять? Может ли кто-то пострадать в результате этих действий? Что такое власть? Что означает находиться в безопасности? Что такое успех? Что такое богатство? Что такое любовь? Как факт смерти отразится на моих целях?» — таковы типичные вопросы, которые задает себе ищущий истину лидер-слуга.
5. Лидер-слуга руководит изнутри
Лидер-слуга постоянно работает над своим характером. Хороший характер, или внутренняя целостность, — источник могущества. На санскрите это описывается двумя словами — ачара и прачара. Ачара означает «поведение», а прачара дословно означает «наставления» или «слова». Лидер должен быть образцом как в поведении, так и в речах. Такой образцовый характер именуется садачара.
Взаимоотношения — это понимание нужд людей и способность руководить изнутри, с платформы сильного характера.
6. Лидер-слуга ориентирован на принципы
Концепция лидера-слуги универсальна и необходима любой культуре. Для описания основополагающих законов и принципов, лежащих в основе нашего существования, в санскрите используются такие слова, как карма, гьяна, вигьяна и атма-видья. Карма - это закон воздаяния, гьяна - принцип знания, вигьяна — это знание, воплощенное в жизнь, а атма-видья — самопознание, то есть постижение своей духовной природы. Понимание этих законов и принципов рождает справедливость, целостность, честность, достоинство, дух служения, освобождение, любовь и т.д. Стивен Кови дает одно из лучших определений принципов: «Принципы не изобретены нами или обществом; это законы вселенной, относящиеся как к человеческим отношениям, так и к организациям. Они являются частью человеческого бытия. В качестве примера можно привести такие понятия, как честность, искренность, справедливость, целостность, доверие и вера. Эти качества порождают стабильность и постоянство. Их отсутствие приводит к распаду и разрушению».
7. Лидер-слуга обладает широким видением перспективы
Лидер должен обладать проницательностью и мощным воображением, чтобы понять, как наилучшим образом использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Изучение классических текстов по руководству, психологии и духовности, особенно относящихся к древним культурам, помогает развить такое видение. В ведической культуре человека, обладающего совершенным видением, называют шастра-чакшу-ша — «тот, кто видит мир сквозь призму авторитетных духовных писаний».
8. Лидер-слуга занимает людей в соответствии с их склонностями
На санскрите эти склонности называются варнами. Каждая варна управляется гунами природы: благостью, страстью и невежеством. Склонности человека определяются состоянием его сознания, его профессиональными возможностями и духовным развитием. Те, кто находятся в гуне благости, черпают силу в смирении. Они чистоплотны, бескорыстны и целомудренны. Те, кто находятся в гуне страсти, как правило, эгоистичны, жадны и похотливы. Те, кто находятся в гуне невежества, ленивы, нечистоплотны и, вообще, вызывают отвращение. Большинство из нас воплощают в себе некое сочетание этих качеств, поскольку все эти гуны природы воздействуют на наши умы. Лидер-слуга понимает, как гуны воздействуют на человека, и сознает, что, в зависимости от влияния гун, у каждого человека свой характер, привычки, потребности и желания. Поэтому он занимает каждого той деятельностью, которая естественна для него. Если человек занимается не тем, к чему он питает естественную склонность, он вряд ли будет так же вдохновлен, как если бы он занимался тем, что соответствует его природе.
Мой друг, работающий в ООН, рассказал мне однажды о президенте высшей школы бизнеса, который хорошо разбирался в склонностях своих студентов. Он придумал интересный способ вдохновить их развивать свою карьеру. Когда студент заканчивал свое обучение, он предоставлял ему грант в 10 000 долларов, чтобы тот мог начать собственный бизнес. С годами многие из них стали преуспевающими бизнесменами. Они не забыли о пожилом профессоре, который помог им на первых порах, и, чувствуя себя его достойными сыновьями, жертвовали этой школе буквально миллионы долларов. Этот президент университета был, несомненно, чрезвычайно разумным и заботливым лидером-слугой, понимавшим принцип любовного взаимообмена.
9. Лидер-слуга умеет поручать дела и наделять полномочиями
В своей книге «Порождая лидеров вокруг себя» Джон Максвелл объясняет: «если вы мечтаете о том, чтобы достичь всего, чего можно достичь в одиночку, значит, ваши мечты слишком незначительны. Единица — слишком маленькая цифра, чтобы получить нечто значительное. Великие лидеры добиваются великих свершений, помогая другим тоже стать великими». На самом деле, признаком великого лидера является то, что он делает что-то действительно стоящее для Других.
10. Лидер-слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства
На ведическом языке это называется парампарой — цепью преемственности лидерства высочайшего уровня. Каждый выдающийся лидер-слуга оставляет после себя преемников. Лидер-слуга оставляет после себя богатое наследие благодаря следующим качествам:
1. Способность к реструктурированию: лидер-слуга умеет приспособиться к изменениям, как технологическим, так и связанными с конкуренцией, а также изменять устаревшие методы деятельности.
2. Способность правильно распределять средства и устанавливать приоритеты.
3. Способность перепроектировать, устранять излишества, делать методики более эффективными.
4. Способность изобретать заново и постоянно задаваться вопросом: «Чему мне нужно уделить больше внимания и чем мне следует заниматься поменьше?»
Необходимо учиться искусству распознавания великих лидеров, учителей и представителей Бога. Должна существовать система, позволяющая отличить истину от имитации. Фактически, хорошее руководство подразумевает способность видеть эти различия, а также обучать этому других.