В годы Холодной войны нарушение военными самолетами воздушного пространства той или иной страны было регулярным. Иногда это были откровенные провокации, чем особо рьяно грешили американцы, но иногда были и случайные ошибки пилотов. Вот об одной такой ошибке, которая чуть было не стоила Советскому Союзу самолета с новейшим оборудованием, я сегодня и расскажу.
В феврале 1967 года перед советскими пилотами была поставлена задача - перегнать 4 (по другой версии 5) истребителя МиГ-21ПФМ с завода на восточногерманский аэродром Коттбус (в пригороде Берлина). Далее самолеты должны были быть переданы одной из стран Варшавского договора. Перегон машин возглавил достаточно опытный пилот - капитан Федор Григорьев. Он уже не раз перегонял самолеты из Советского Союза в Германию, однако до этого он ходил по другому маршруту - на аэродром Темплин. 13 февраля же следовало лететь в Коттбус, то есть маршрут был незнаком капитану, что и привело к ошибке.
Напомню, что Берлин в то время делился на западную и восточную часть. С воздуха границы между частями были незаметны, и в какой-то момент Григорьев, что возглавлял звено самолетов, случайно залетел в зону, контролируемую войсками НАТО. Он увидел аэродром, который и принял за Коттбус - только одна была проблема, этот аэродром никак не отзывался по рации. Тогда Григорьев приказал своим подчиненным пока оставаться в воздухе, а сам совершил на аэродром посадку. Это решение было рискованное и опасное, но что делать в такой ситуации Григорьев не представлял.
Конечно, едва он коснулся полосы аэродрома (а это был не Коттбус, а Тегель), как понял свою страшную ошибку - аэродром был натовским. Там стояла техника французов и американцев, да и сам персонал аэродрома имел "иностранную" форму. Сперва весь этот персонал был обескуражен и буквально стоял и с открытым ртом наблюдал за совершившим посадку советским МиГом, но потом пришел в себя и попытался остановить Григорьева. Бойцы НАТО увидели, что советский пилот разворачивает свой самолет и готовится к немедленному взлету, а потому выкатили на полосу свою технику, перегородив ее. Однако Григорьев не растерялся и совершил рискованный маневр - он вывел свою машину на рулежную дорожку и совершил взлет с нее. Вообще, это было очень рискованное мероприятие, так как рулежная дорожка была крайне короткой и не предназначенной для разгона и взлета. Едва ли не в последний миг Григорьев буквально "свечкой" ушел в небо. К тому времени остальные советские пилоты уже поняли, в чем дело, и поспешно покинули вражескую территорию. Вернуться смог и капитан Федор Григорьев.
Конечно, по возвращении Григорьева ждал суровый и жесткий разнос. Дело было не только в нарушении воздушного пространства западного блока, а значит и риске осложнений и без того натянутых отношений, но и в другом. Самолет МиГ-21ПФМ на тот момент имел новейшее оборудование, среди которого электронный прицел, система управления огнем, система катапультирования и т.д. И все это едва не оказалось в руках противника. В общем, наказание Григорьева ждало серьезное.
Тем не менее, все закончилось для пилота благополучно. Комиссия приняла во внимание прежние заслуги и опыт Григорьева, да и ошибку свою он исправил, причем в критический момент действовал хладнокровно, умело и храбро, с риском для жизни спас свой самолет от захвата. А ведь мог был остановиться, сдаться, и припеваючи жить до конца дней где-то в Европе или США, как сделали некоторые другие советские пилоты-перебежчики. Приняв все это во внимание, следствие постановило капитана Григорьева за ошибку не наказывать.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.