Недавно мне нужно было слетать из Москвы в Петербург одним днем. Перелеты «Победой» стоили гораздо дешевле «Сапсанов», так что я выбрал именно эту авиакомпанию, причем улетел из Внукова, а вернулся в Шереметьево. По пути я чуть не опоздал на самолет и совершил самую дорогую поездку на такси в своей жизни.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Самолетом – в два раза дешевле
Необходимость поехать в Петербург возникла внезапно. Важным условием было обернуться за день. Это была среда, середина недели. Дел в Петербурге было примерно на час.
За день до поездки билет на более-менее подходящий мне по времени «Сапсан» стоил 4221 рубль, причем он оставался только один!
В обратную сторону билет на «Сапсан» можно было купить за 2401 рубль.
Но билеты на «Победу» были дешевле. За перелет туда и обратно я заплатил 3798 рублей, что было примерно в два раза дешевле, чем мне обошелся бы «Сапсан».
Высокая цена ошибки
Утренний рейс вылетал из Внукова в 12:10. Я решил добираться до аэропорта общественным транспортом – на метро и автобусе – и вышел из дома за три часа до вылета.
Мне хотелось посмотреть, как ходят автобусы в аэропорт от станции метро «Рассказовка», открытой в 2018 году и ставшей ближайшей к Внуково. Именно от «Рассказовки» сейчас продлевают линию непосредственно в аэропорт.
На станцию метро «Ховрино» я пришел около 9:30. Это станция мелкого заложения, так что здесь нет эскалаторов, но есть лифты. Попасть в лифтовой павильон с улицы можно по карте «Тройка» (но фактически замок не работает и лифт всегда в общем доступе).
Это был конец часа-пик, так что в метро было уже немноголюдно.
За несколько дней до моего путешествия в Москве открылось сразу десять новых станций Большой Кольцевой линии (БКЛ), так что свой путь я проложил через них.
На переходе с Замоскворецкой линии на БКЛ – вечный потоп (тут видно лучше).
Зато станция «Петровский парк», открытая в 2018 году, выглядит весьма стильно.
От «Петровского парка» до нужного мне «Мичуринского проспекта» – девять станций, но из-за «вилочного» движения пришлось пропустить один поезд – он шел не по нужному мне маршруту, а к «Деловому центру».
По БКЛ ходят новые поезда «Москва 2020». Красивые.
И очень малолюдные.
С тканевыми сиденьями, которые пачкаются быстро и навсегда. Но зато с usb-портами для зарядки телефона прямо в креслах.
Я решил подзарядить телефон, но за те 20 с лишним минут, что я ехал, уровень заряда вырос всего на 1%. Зато wi-fi метрополитена показал мне такую рекламу сантехники. Я аж заскринил.
Вторая пересадка в метро – на станции «Мичуринский проспект».
И уже в третьей электричке я понимаю, что совершил глобальный промах! На часах 10:45, мне ехать минут 15, то есть из метро я выйду в лучшем случае в 11:05. Регистрация на рейс заканчивается в 11:30. Очевидно, что за 25 минут невозможно дождаться автобуса, доехать на нем, пройти досмотр на входе в аэропорт и отстоять очередь на регистрацию.
В общем, очевидно, что спасти меня может только такси. Пока еду в метро, пытаюсь вызвать машину. «Яндекс.Такси» и Gett за поездку до Внукова просят 829 рублей, «Ситимобил» – 875 рублей. Я немного в шоке. Там ехать – минут пять по пустой дороге.
Пока я находился в замешательстве, цены немного опустились, и я заказал «Яндекс» за 739 рублей. На выходе успел сфотографировать станцию метро.
Оказывается, что у «Рассказовки» – с десяток автобусных остановок, но понятной навигации нет. Если бы у меня было время дождаться «своего» автобуса, мне пришлось бы пройти квест по поиску нужной остановки. Причем такси к метро подъезжать нельзя, поэтому таксист был вынужден ждать меня «на аварийке» возле ближайшего перекрестка.
Дорога до аэропорта заняла ровно пять минут, так что – да – это была самая дорогая поездка на такси в моей жизни в пересчете на минуту и километр пути.
Пришел последним – сел у окна
Поскольку ехать было реально пять минут (это не фигура речи, см. скриншот выше), у стоек регистрации я был уже в 11:10, то есть за 20 минут до окончания регистрации. Народу было немного.
У «Победы» электронная регистрация возможна только при оплате конкретного места в салоне. Если место не оплачено, то зарегистрироваться можно только на стойке в аэропорту. Когда я лечу с кем-то, то обычно оплачиваю место, чтобы сидеть рядом. Но одному мне было все равно, куда меня посадят.
Я давно слышал, что алгоритмы «Победы» устроены так, что чем раньше ты приходишь на регистрацию, тем хуже места тебе назначает система. Практика это подтвердила. Регистрация уже заканчивалась, я был одним из последних, и система назначила мне место в передней части салона у окна (16F), за что ей большое спасибо.
Самая дешевая вода в «грязной» зоне Внукова обнаружилась за 120 рублей в вендинговом автомате. Покупаю, пью, кидаю в рюкзак. Заодно проверю, как работает служба безопасности аэропорта.
Во Внукове, оказывается, посадочный талон проверяют теперь пять раз! Пять! Это не шутка.
Сперва его нужно показать бездушному турникету.
Затем – человеку, который сверит паспортные данные.
Затем – опять бездушному автомату уже на досмотре.
Воду на досмотре, кстати, не заметили и не отобрали.
Четвертый раз билет у вас проверят на выходе на посадку. Посадка во Внукове заканчивается за 20 минут до времени вылета. При этом все, кто прошел на посадку первыми, будут стоять в холодном переполненном автобусе и ждать последнего пассажира, поэтому идти в первых рядах нет никакого смысла.
Я обычно прохожу минуты за две до окончания посадки, сокращая время ожидания в автобусе почти до минимума.
«Победа» во Внукове (да и в большинстве российских аэропортов, об исключениях – ниже) обслуживается не у телетрапа («рукава»), а на удаленной стоянке. Так дешевле, и можно быстрее организовать посадку-высадку пассажиров за счет использования сразу двух трапов. Пассажиры рядов с 1 по 16 едут на первом автобусе к переднему трапу, пассажиры рядов с 17 по 32 едут на втором автобусе к заднему трапу. При этом самолет настолько мало стоит на земле, что иной раз, автобус с отлетающими пассажирами подъезжает, когда еще не отъехал автобус с прилетевшими.
На входе в самолет билет смотрят в пятый раз уже бортпроводники. Это действительно важно, но об этом ниже.
В этот раз все прошло удивительно гладко. Никто не скандалил из-за размеров ручной клади (кажется, все привыкли, что у «Победы» она меньше, чем у большинства других авиакомпаний), никто не пытался несанкционированно пересесть с места на место.
В 12:00 я уже был в самолете. Оказалось, что мое место – не только у окна, но еще и у аварийного выхода, так что впереди широкий проход.
В 12:25 мы вылетели из Москвы. За окном «показывали» красивое небо.
У «Победы» есть несколько особенностей. Во-первых, не откидываются спинки кресел. На мой взгляд, это плюс на коротких дистанциях – впереди сидящий пассажир не прилетает к тебе в лицо в самый неподходящий момент. Во-вторых, в креслах нет карманов. Как объясняет перевозчик, это сделано, чтобы сократить время уборки самолетов. Наконец, в-третьих, отсутствует бортовое питание, но вы можете попросить стакан воды, а если у вас есть термокружка, то вам нальют кипяток (это закреплено в правилах).
В Петербурге мы приземлились в 13:32. В Пулкове нас высадили через телетрап прямо в здание аэропорта. В Петербурге, если самолет «Победы» базируется в этом городе, высадка/посадка происходит через телетрап. Если же это разворотный рейс самолета, который базируется во Внукове или Шереметьеве, то вам придется ждать автобуса. Мне повезло.
Уже в 13:50 я сидел в 39 автобусе, а в 14:16 вошел в вестибюль станции метро «Московская». Вот вам фото знаменитой петербургской уборки снега, сделанное в тот же день, кстати.
У нас лишний пассажир!
Для тех, кто не знает, – обратная дорога в Пулково начинается от метро «Московская». Это одна из станций петербургской подземки закрытого типа – со знаменитыми двойными дверьми.
39 автобус ходит хоть и часто, но набивается знатно. В Петербурге 20 лет говорят о планах построить аэроэкспресс, но воз и ныне там, поэтому приходится ездить в аэропорт на автобусе от ближайшего метро.
Мне нравится Пулково тем, что там можно недорого перекусить. Например, в «Теремке», который находится напротив выхода из здания аэропорта на нижнем уровне.
Или в «Макдаке» в самом аэропорту.
Честно говоря, мне было лень ждать окончания регистрации ради получения хорошего места, да и рассчитать время подхода к стойке было сложно. Людей в очереди было намного больше, чем во Внукове.
Я зарегистрировался минут за 40 до окончания и получил опять место в передней части салона, но уже у прохода – 13D. Что ж, я не против.
В Пулкове билет проверяют трижды – при проходе в зону досмотра, при выходе на посадку, и бортпроводники в самолете. Никаких дополнительных кордонов, как во Внукове, я не заметил. Вдобавок, для досмотра есть рентгеновские рамки, которые позволяют не снимать с себя ремень и не выкладывать все из карманов во время прохода в «чистую» зону.
У меня было время погулять по аэропорту. Сходить в эрмитажный магазин, например.
И сфотографировать изнутри знаменитые «стаканы» Пулкова. В последнее время заговорили, что Пулково думают расширять, и историческое здание собираются снести. Как можно снести «стаканы»?
Мой самолет улетал в Шереметьево. В Шереметьеве «Победа» базируется относительно недавно. По сути, это бывшие самолеты «России» и «Аэрофлота». Поскольку база у них в Москве, то посадка будет через автобусы.
Садимся в самолет... Все идет по графику. Пока...
Смешное объявление на ступенях трапа. Действительно, вдруг его водитель будет лихачить?!
А дальше началось интересное. Мы все уселись в самолете, но долго не могли вылететь. Бортпроводники суетились, пересчитывали пассажиров, бегали с бумагами, у них явно что-то не сходилось.
Через какое-то время старшая бортпроводница вышла на связь и объявила, что у них ЧП. Помните, я обещал рассказать о важности проверки билетов бортпроводниками? Так вот, во время этой проверки выяснилось, что Пулково каким-то образом пропустило пассажира не с того рейса. Девушка поднялась на борт, и что теперь с ней делать, никто не знал.
Вернее, есть процедура, но она долгая и нудная. Ведь пассажирку нельзя выпустить на летное поле, а автобусы уже уехали. Нужно вызывать транспорт, который заберет ее назад в аэропорт, полицию... Это все еще завязано на безопасность: вдруг она злоумышленница и пронесла на борт что-то запрещенное.
Возились минут 50. На борт поднимались разные сотрудники Пулкова, приходили люди в форме. Бортпроводница и командир экипажа несколько раз повторяли, что скоро все разрешится и мы полетим, особо подчеркивая, что во всем виновата не «Победа», а наземные службы аэропорта.
Пропустить на борт чужого пассажира – это большой косяк аэропорта. Интересно, потеряла ли девушка в итоге билет на нужный рейс? Она вполне могла опоздать на свой самолет, потеряв время таким образом...
В итоге из Петербурга вылетели на час позже расписания, но в Москву прибыли всего с получасовым опозданием. Авиакомпании закладывают в расписание больше времени, чем нужно на перелет, как раз на случай подобных ЧП и в борьбе за место в рейтинге пунктуальности.
От Шереметьева до дома я доехал на каршеринге за 30 минут. Все путешествие у меня заняло около 15 часов.
Чтобы не пропускать тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.