Не люблю, когда в великий и могучий русский язык внедряются иностранные слова и везде, где можно их избежать - избегаю. А вот заменить слово картридж на отечественный аналог как-то не получается. Если кто-то подскажет, буду благодарен. Само слово обозначает несколько элементов, упакованных в общую защитную оболочку.
Когда мы задумались о повышении герметичности кожухов полуосей на мостах открытого типа, доминирующей была идея опорного подшипника с резинометаллическим сальником, упрятанным в общую задемпфированную оболочку (обечайку). Почему это так важно? Это существенно повышает "вандалозащищенность", чем меньше элементов, тем меньше вероятность ошибок при сборке. К сожалению, эта идея пока что технически не осуществляется и предлагаемый вариант уплотнения состоит из набора "сделай сам".
Но давайте обо всем по порядку. На протяжении 3 000 километров пробега на двух автомобилях проходила испытания вот такая конструкция:
Она нам не нравилась тем, что кольцо, по которому работает кромка сальника узкая и при небольшом смещении ШРУСа одна из рабочих кромок переставала работать. К тому же мы хотели получить хотя бы небольшой лабиринт с целью дополнительной защиты от пескоструя.
Выписали необходимые подшипники, к сожалению, дороговастые - 1 000 рублей штучка, и на их основе изготовили 3 комплекта картриджей (пока будем называть их так).
Один комплект уже установили на автомобиль самого конструктора - пусть мучается, на второй претендует ваш покорный слуга, а один комплект отправим в регион глазастых грибов.
Результаты испытаний предыдущего варианта самые, что ни на есть, положительные. Сами картриджи остались целыми и невредимыми.
Со своей основной задачей - герметизацией - справились они на отлично. Торцовая сторона кожуха покрылась ржавчиной, что в данном случае, нас только радует - смазка наружу не вышла.
Перед установкой нового картриджа на полуось потребуется надеть резиновое кольцо и уплотняющую втулку.
Поверхность обечайки, по требованию конструктора, обильно смазываем герметиком. При установке на свой автомобиль, эту операцию пропущу, не хочется снижать демпфирующих качеств обечайки.
Сама обечайка устанавливается легким постукиванием молотка. Вручную затолкать вряд ли получится, слишком фаска мала.
Внутренность обильно смазываем Литолом.
И устанавливаем ШРУС.
Пробная поездка показала, что изменений в поведении автомобиля не произошло. Продолжим испытания.
После пробега 3 000 километров узел разберем, исследуем и примем решение о серийном производстве. Наверняка многие захотят обвинить нас в коротком сроке испытаний. Мы уже говорили, что этот вопрос является краеугольным при принятии решения о серийном выпуске. Сложность заключается в том, что лабораторные испытания существенно отличаются от реальных. На изделие накладывается масса факторов, которые невозможно учесть: климатические изменения, нарушение технологии установки и регламента обслуживания, внесение существенных изменений в сопрягаемые агрегаты, широкие поля допусков и многое другое. С картриджем история наверняка выйдет на новый виток и мы узнаем еще много нового об автомобиле.
И вот тут на нас начинает давить обратная связь с потребителем.
В случае с карданными валами, "завтраками" мы кормили УАЗоводов, добрых лет 5, но там это было объяснимо, слишком много новых технологий пришлось осваивать, а здесь, по сути, простейшее изделие и чем шире будет ареал испытаний, тем быстрее оно примет законченный вид.
В свою очередь, как производители мы подумаем о том, какие гарантийные обязательства можем дать на изделие с незаконченными ресурсными испытаниями и изучим возможные юридические последствия этого шага.