415 лошадиных турбо-сил, постоянный полный привод с обилием электронных систем и ассистентов, без малого трехтонная масса… Казалось, что может произойти?
За рулем TLC 300 — словно едешь на квартире, или на целом доме. Траектория непоколебима. Внутри уютно, поскрипывает под спиной кожа любимого кресла, трогает струны души негромкая музыка. Обстановка непринужденная, домашняя — не ограничивает и не обязывает. Нет нужды соблюдать какой-то стиль и чему-то соответствовать. Расслабление — полное!
Бип-бип-бип. Видеорегистратор стал издавать странные звуки, и его пришлось отключить от питания — ведь сзади в креслах спят дети.
Дорога из Юрьева-Польского в сторону Лакинска извилистая, заснеженная. Стемнело, но это не мешало обгонам — на колеях под слоем снежной каши “крузак” стабилен, как на сухом асфальте. Периодически на пустых участках пробую тормозами зацеп шин.
В общем, ехал расслабленно. Внезапно в свете фар увидел только белую мглу. Оказалось, что без какого-либо знака о снижении скорости движения, дорога прямо передо мной делала левый поворот более чем на 90 градусов!
Вот это поворот! Ударное торможение, но зацепа по снегу маловато. Предупредил пассажиров, что им нужно держаться. Автомобиль управлялся, ESP не мешала — выставил боком, мордой в сторону вершины поворота. Скорость все еще была высокой, стало понятно, что поворот однозначно пролетаю и вытянуть газом не выйдет. Уходить в бруствер и поле боком или под углом — риск опрокидывания. Развернул машину по изначальному курсу, поперек линии бруствера, отпустил все педали, крепче взялся за руль…
“Крузак” пробил мордой бруствер, подняв фонтаны снега, и рухнул в глубокий снег на поле, где остановился через метров пять-семь. Несмотря на прочность обледеневшего бруствера, удара не почувствовали. Дети даже не проснулись! Двигатель бесшумно работал, как ни в чем не бывало. В салоне было тепло.
Ура, мы целы, и машина, похоже, тоже цела! Единственное, что напрягало — руль почти не вращался. Но я знал, что чаще всего дело в спрессованном снеге, забившим арки при ударе. Лавинную лопату я забыл дома. Стоп, тут же был где-то детский “совочек”…
Не исключено, что местные жители получали определенное эстетическое удовольствие, созерцая в вылетевшую с дороги московскую “трехсотку”, которую детской пластиковой лопаткой откапывал парень в салатовом пуховике. Но местные автомобили остановились вообще ВСЕ, предлагали помощь. Большинство обогнал ранее, подъезжать они начали они как раз минут через 15-20. Но не было злорадства или типа того — только искреннее желание помочь. А вот несколько московских машин проехали без остановки, когда я был в поле один, что не удивило.
Не в качестве оправдания: по словам местных, в этом повороте на трассе "залетные" автомобили улетают постоянно, причем как легковые, так и фуры. Дорожники, к сожалению, на рост аварийности не реагируют и предупредительные знаки не ставят. На летних спутниковых снимках хорошо видно, что поле в месте вылета перепахано.
Быстро в соседней деревне был найден трактор; за это время я той же детской лопаткой раскопал пространство вокруг автомобиля, вычистил арки от снега, и руль стал поворачиваться. Композитная защита днища оказалась расцарапанной, но целой. Не смотря на то, что автомобиль висел на уплотненной его массой снежной подушке, колеса стояли на земле — ходы подвески огромные.
Вспомнив, что у меня три блокировки, попробовать выехать самостоятельно — но учитывая высоченную ступеньку за задним бампером, ехать можно было только вперед, в поле. Смысла нет.
Трактор приехал через 30-40 минут после вылета. Стропа и шаклы всегда в багажнике, дальнейшее было делом техники. После возвращения на дорогу путешествие продолжилось, разве что, ехал медленнее.
Было время для размышлений как о скорости, так и о том, что окажись вместо “неубиваемого” крузака какой-нибудь модный кроссовер, разнес бы бампер вместе с радиаторами, и остался бы в поле без тепла в -15 с маленькими детьми. Дальнейшее путешествие было бы возможно только на эвакуаторе. А “крузаку” все нипочем… Даже если мы оставим в стороне вопрос “моды”, понятно, почему дилеры Toyota принимают сейчас заказы на TLC 300 на 2023 год, а живые машины отрывают даже с почти двукратной наценкой. Крузак — это крузак.
Главная мораль этой истории — зимняя дорога способна на сюрпризы, так что нужно ехать медленнее. Все могло пойти и по другому сценарию. А будь скорость движения ниже, ничего бы и не случилось. Знак 30 или 20 перед “невидимым” поворотом тоже необходим.
Не спешите, особенно, зимой! Включенный навигатор тоже поможет на незнакомой дороге - предупредит о крутом повороте.