Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Станки для ремонта двигателей? Спасибо, не надо

Станки? Да еще и для ремонта двигателей? Это те, которые расточка-шлифовка? А разве двигатели еще кто-то ремонтирует? И что, для этого в 21-м веке даже нужны какие-то станки? Да ну? А не проще ли купить "контрактника" и не париться? Нет, все эти станки давно канули в лету вместе с «жигулями»! И нам об этом металлоломе голову даже не морочьте!

Действительно, зачем владельцу автомобиля знать не только о станках, а вообще о ремонте какого-то там двигателя? Как говорил персонаж одного анекдота, «я новый машин купил, через год продал, новый купил и не знаю, есть там карбюратор или нет там карбюратор».

И хотя знать о моторном ремонте совершенно необязательно, но иногда понимать кое-что все-таки полезно. Например, что двигатель можно заменить в сборе на новый или на «контрактный», снятый со старой машины на разборке. Такое решение владельцу случается принимать неожиданно. Особенно, когда вдруг в лужу заехал и заглох. Или к примеру, радиатор пробил. Или, еще хуже — поддон. В таком случае удобная позиция «ничего не знаю» — это верный путь к тому, что «разведут» на деньги, и придется заплатить в разы больше, чем это стоит на самом деле.

Если вы думаете, что при ремонте именно вашего двигателя...
Если вы думаете, что при ремонте именно вашего двигателя...

Вот если владелец универсальной СТО не знает ни станков для ремонта, ни самих технологий ремонта (а он точно их не знает, даже не сомневайтесь!), то это совсем плохо. А между тем, ему по штату положено знать и оборудование, и технологии. Иначе как он сможет выбрать правильного подрядчика для расточки-шлифовки, когда вы привезете к нему свой автомобиль с неисправным двигателем?

И наконец, самая вершина моторного ремонта — владелец специализированного цеха по ремонту двигателей. У него знания о станках и технологиях должны, что называется, «от зубов отскакивать». Для того, чтобы быстро окупить вложения в станки, качественно делать работу шлифовки-расточки и не тратить деньги на устранение поломок оборудования.

И если читатель думает, что уж здесь-то, на вершине, точно есть специалисты, которые всё понимают, то у меня на этот счет плохие новости...

Извозчик довезет?

Практика показывает, что владельцы иной специализированной СТО знают об оборудовании не намного больше автовладельца! А ведь так оно и есть, если заглянуть за кулисы грязного дела, которое называется ремонтом двигателя и его деталей.

Как рассуждает иной автовладелец, когда что-то случается с мотором его машины? Правильно — куплю-ка я «контрактный» мотор, и будет мне дешево и сердито! Ремонт? Какой-такой ремонт? Не, мне ремонт не нужен.

Тот факт, что при покупке «контрактника» можно рассчитывать только максимум на 50% успеха, а по целому ряду моторов вообще не больше 30%, автовладельца нисколько не смущает. И действительно, когда «контрактник» ожидаемо оказывается «мертвецом», владелец все равно повторяет попытку и во 2-й, и даже в 3-й раз. Не задумываясь, что он денег потратил уже гораздо больше, чем потребовалось бы на ремонт. А что получил? «Кота в мешке», «доходягу» с минимальным остаточным ресурсом. Стоило ли на это тратиться?

... кто-то будет что-то проверять, у нас для вас очень плохие новости...
... кто-то будет что-то проверять, у нас для вас очень плохие новости...

Была такая категория автовладельцев лет 20 назад, которые легко верили в сказки про машину «прямо из-под бабушки». Это когда мифическая немецкая бабушка – бывшая владелица машины якобы проездила на ней всего 10 тыщ километров за 10 лет (хотя на самом деле машина могла иметь пробег далеко и за 200 тыс.) Так вот, любители сказок охотно верили в моторчик, только что снятый с той самой машинки — типа, машинка-то была почти новая, но недавно разбилась в страшной аварии, один мотор только и остался. За недорого, естественно.

Понятно, что при таком раскладе уже не станками надо интересоваться, а к доктору поближе подтягиваться. Но гораздо хуже, когда подобное слышишь от тех, кто обязан быть специалистом своего дела.

Хотите знать, как все происходит у них, у таких специалистов? Легко!

Вы приезжаете с поломкой на первую же универсальную СТО. Там говорят: да, мы все вам починим, отвезем-привезем ваш блок цилиндров, коленвал и головку блока в соседнюю мастерскую, а потом все прикрутим в лучшем виде! А что для СТО главное при этом? Главное, чтобы как можно дешевле стоила шлифовка-расточка (это чтобы вам потом ее подороже "задвинуть"), а качество операции нам вообще фиолетово. Нам бы только побыстрее. Что проверять? Нет, проверять, что там нашлифовали-наточили, мы не будем — не наше это дело. Что? Какой станок? Не-а, про станок, на котором шлифую-точат, это точно не к нам. Вот они там специалисты, они и знают, что и как надо.

Хон вашему блоку цилиндров, конечно, сделают, но на каком станке? Скорее всего, на самом дешевом.
Хон вашему блоку цилиндров, конечно, сделают, но на каком станке? Скорее всего, на самом дешевом.

Результаты на лицо — не ходят моторы после такого «ремонта». А если и ходят, то случайно. Но денежки ваши уже потрачены — кто ж их вам вернет? Вот и получается — либо вы хоть что-то понимаете в ремонте, либо мечетесь между мертвым «контрактникм» и такими же горе-ремонтниками.

Ладно, обратимся к тому самому спец-цеху по ремонту двигателей, который выполняет эту самую шлифовку-расточку? Ведь если в цехе работу сделают качественно, то дальше все пойдет как по маслу. Ага — если бы...

Когда в товарищах согласья нет...

Не так давно основной проблемой среднестатистического специализированного цеха было использование старого еще советского станочного оборудования, полностью изношенного физически и морально. Понятно, что на старых советстких станках ни о какой точности обработки коленвалов и блоков цилиндров с головками речь даже не шла, как ни старались дедушки-шлифовщики. Постепенно таких станков (и дедушек) оставалось все меньше и меньше, и жизнь моториста вроде бы даже начала налаживаться, но вдруг пришла беда откуда не ждали...

Попробуем представить владельца некой мастерской по ремонту двигателей. И вот он рассуждает: «Пока деньги есть, прямо сейчас куплю самое дешевое оборудование. Мои деньги должны работать!»

Посмотрим, что это такое — самое дешевое оборудование?

Сейчас станки для ремонта двигателей производят десятки заводов в Европе и Азии. При этом Европа — это почти космос по цене. Самые дешевые станки выпускаются в Китае, и в основном это копии станков известных европейских фирм, однако цены на копии в несколько раз ниже оригинала. Немного лучше обстоит дело в Индии, здесь хотя бы производят не копии. А как насчет качества дешевой продукции? Да не очень хорошо. Или даже очень нехорошо. Оно и понятно — копия всегда хуже оригинала, а дешево хорошо никогда не бывает. Как и быстро.

Кстати, а как насчет «купить прямо сейчас»? Ну раз есть спрос на дешевое оборудование по бросовым ценам, то будет и предложение, не сомневайтесь. Ловкачи уже скупают самые дешевые китайско-индийские станки и готовы продать их оптом и в розницу всем страждущим, у кого деньги есть в карманах, только успевай выворачивать! Естественно, никого не интересует ни качество самих станков, ни то, как они точат-шлифуют.

Современный высокоточный полуавтоматический станок с сенсорным управлением Не дешевый!
Современный высокоточный полуавтоматический станок с сенсорным управлением Не дешевый!

Какова вообще долговечность станков? Может быть, их и берут на пару-тройку лет, а потом хоть трава не расти? Ничего подобного. Производители товаров потребления давно делают продукцию, которую потребитель меняет каждые несколько лет, но производители средств производства (станков) работают по совсем другим законам — их продукция должна служить не менее 20 лет. Ведущие мировые производители вообще закладывают ресурс в 25-30 лет.

А что такое ресурс для оборудования? Это срок службы, в течение которого оборудование держит точность и не требует больших и частых вложений для поддержания этой точности и работоспособности. У «самых дешевых» нет никакого особого ресурса — откуда ж ему взяться-то и кто его будет обеспечивать за такие-то деньги?

Скорее всего, для ремонта именно вашего двигателя будет использован самый дешевый станок «со склада из наличия», который даже не подходит для обработки конкретных деталей.
Скорее всего, для ремонта именно вашего двигателя будет использован самый дешевый станок «со склада из наличия», который даже не подходит для обработки конкретных деталей.

Интересен такой факт: покупая автомобиль за несколько миллионов рублей, будущий владелец иногда вынужден предварительно его заказывать и ждать поставки. А вот станок, который стоит гораздо дороже автомобиля, владелец специализированного цеха не хочет покупать на заказ — только прямо сейчас. Да вот кто же будет держать для него хороший станок в наличии? Дешевый — да, будут. Залежалый плохой — тоже и однозначно. А хороший станок на складе не держат, если он заведомо дорогой.

Другими словами, нынешние специализированные цеха предлагают отремонтировать ваш двигатель на дешевейших станках сомнительного качества и сомнительной точности. Далее собирать ваш двигатель будут на универсальной СТО без всякой проверки и без какой-либо ответственности за сделанное. Когда ваш двигатель опять выйдет из строя (а он обязательно выйдет), деньги за халтурный ремонт никто не вернет. В другом варианте вам предложат двигатель-контрактник, который с вероятностью 50-70% уже полный «доходяга» или даже «мертвец».

Есть ли выход из этого заколдованного круга? Есть, но надо искать. А чтобы искать, надо понимать и разбираться. Ну, вот и разбирайтесь теперь, господа-товарищи.

Александр Хрулев, к.т.н., судебный эксперт

Специализированный моторный центр "АБ-Инжиниринг"