Найти тему

Как работала академии Русского балета им. Вагановой в годы войны, рассказывает выпускница первого блокадного набора

Петербург на прошлой неделе вместе со всей страной вспоминал 900 дней, когда город был окружен фашистами, и отмечал день полного освобождения Ленинграда от блокады. Люди, пережившие эти страшные дни, вспоминают, что для них 27 января – такой же важный и радостный день, как 9 мая, День Победы. Говоря о блокаде, все вспоминают, голод, холод, тяготы и невзгоды. Но было и в те дни место искусству. Иначе Ленинград не был бы собой!

О работе и жизни академии Русского балета им. Вагановой в годы войны Авторадио Санкт-Петербург рассказала выпускница первого блокадного набора Александра Никитина.

Весть о начале Великой Отечественной войны застала воспитанников и педагогов Ленинградского хореографического училища на сцене Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова. 22 июня 1941 года здесь шла генеральная репетиция выпускного спектакля. Сообщение о войне услышали в антракте репетиции. Но работу не прервали, репетиция продолжилась, и выпускной спектакль состоялся 25 июня. Сразу после него многие участники ушли на защиту родины, а воспитанники были эвакуированы из города. В декабре 1942 оставшаяся в Ленинграде часть педагогического коллектива училища организовала первый набор детей в первый класс. Об этом было объявлено по радио. Тогда мама привела 9-летюю Сашу Никитину на просмотр, и ее взяли в хореографическое училище.

Мы занимались балетом, нас учили Костровицкая, Ерморович – хорошие педагоги. Они были прекрасными людьми, которые понимали нашу жизнь, не кричали на нас, спокойные были. Они всё давали, мы учили и понимали, что это искусство и приучили нас к этому. Я благодарна им до сих пор. Это не описать и не рассказать, как говорится. Сейчас говоришь, как сказка. Мы ходили грязные, холодные, голодные. Откуда мы брали силы. Тогда мы не понимали - ходили как скелеты, ну и что?

-2

Занятия первого блокадного набора начались в январе 1943 года. На третьем этаже был открыт только один зал с круглой железной печкой направо от входа. Условия блокадной жизни были невероятно трудны, но уроки шли строго по расписанию. Изменить его могли только воздушные тревоги. Летом ребята давали концерты в госпиталях.

— А потом нам ставили какие-то номера, и мы танцевали в госпитале, ездили к бойцам. Они были в Михайловском саду в госпитале, мы туда ездили выступать несколько раз. Они были очень рады, все довольны и благодарили, что они такие больные лежат с костылями, а мы ещё танцуем. Бойцы всё время говорили - откуда мы берём силы? А мы были детьми, нам было 9 лет. Я это всё ощутила и не могу вам передать эти чувства.

-3

Весть об освобождении Ленинграда от фашистской блокады застала Александру Никитину, когда она была в училище. И, конечно, первым делом все – взрослые и дети бросились танцевать.

— Это такой восторг, это неописуемое счастье было, выходили на площадь. В городе детей не было, все были эвакуированы. Как нас ещё нашли, нас приютили в училище, оно было заколочено, там была темнота, все уехали, один склад. И после этого – победа. Выскочить сердце может от этой радости. Помню, что родители потом танцевали так, что каблуки падали, а мы дети крутили телефон, который уже не работал, по пальцам крутили пластинку, и они танцевали.

После войны Александра Никитина продолжила свою танцевальную деятельность. Она стала артисткой балета, объездила с танцевальным коллективом всю страну. Сейчас Александре Николаевне 90 лет, мы от всей души поздравляем ее с праздником полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и желаем крепкого здоровья.