Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 января 2022 г. по делу № А65-27106/2021
Суть спора: Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным предписания Административного органа об устранении нарушения, связанного с размещением отходов производства и потребления.
Решение суда:
Суд первой инстанции удовлетворил требования Общества.
Фабула дела:
В отношении Общества проведено административное расследование, в ходе которого выявлено нарушение требований при размещении отходов производства и потребления – на земельном участке Общество разместило промышленные отходы II – V классов опасности, не обеспечило и не подтвердило исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта захоронения промышленных отходов, что привело к негативному воздействию на природные объекты.
Указанным предписанием Административный орган обязал Общество ликвидировать такие отходы и провести рекультивацию земель на земельном участке.
Не согласившись с выданным предписанием, Общество обратилось в суд. Оспаривая требование Административного органа, Общество полагает, что промышленные отходы, на ликвидацию которого выдано предписание, являются отходами прошлой экономической деятельности Общества-правопредшественника, которые были образованы и захоронены в объекте капитального строительства. Общество никогда не эксплуатировало шламоотвал и не размещало в нем отходы, а право собственности или иные права на отходы, захороненные в шламоотвале, к Обществу не переходили.
Правовое обоснование:
1.В соответствии с пунктом 1 и 3 статьи 80.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ «Об охране окружающей среды») выявление объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством инвентаризации и обследования территорий и акваторий, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность и (или) на которых расположены бесхозяйные объекты капитального строительства и объекты размещения отходов. Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление и оценка объектов накопленного вреда окружающей среде проводятся федеральными органами исполнительной власти.
2.Согласно пункту 4 статьи 80.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде, который ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок, не превышающий тридцати рабочих дней со дня поступления от органов, указанных в пункте 3 статьи 80.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» результатов выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде; организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется в порядке, установленном статьей 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды», в которой установлено, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.
3.В соответствии со статьей 80.2 ФЗ «Об охране окружающей среды» организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления; в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды. Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде включает в себя проведение необходимых обследований, в том числе, инженерных изысканий, разработку проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, его согласование и утверждение, проведение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, контроль и приемку выполненных работ.
4.Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде регламентируются Правилами организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. № 542)
5.Административный орган по результатам рассмотрения обращения о подготовке проведения рабочего обсуждения вопросов организации работ по отнесению закрытого полигона промышленных отходов Обществу сам же сообщил вышестоящему должностному лицу о том, что по данным Административного органа, мероприятия не были проведены в связи с тем, что размещенные на объекте отходы не являются собственностью Общества.
Административному органу для возложения на Общество обязанности по устранению допущенных нарушений, необходимо было установить лицо, фактически допустившее выявленное нарушение – размещение промышленных отходов II – V классов опасности.
Таким образом, Административный орган фактически до выдачи оспариваемого предписания признал отсутствие вины Общества в допущении нарушения природоохранного законодательства, что, в свою очередь, свидетельствует о вынесении оспариваемого предписания ненадлежащему лицу.
При вынесении предписания Административный орган ограничился констатацией факта выявленного нарушения и возложением по устранению выявленных нарушений на собственника земельного участка.
Обязанность по ликвидации отходов должна быть возложена на надлежащее лицо, а не на «лицо, находящееся поблизости».
Резюме суда:
При обнаружении факта несанкционированного размещения отходов административному органу требуется установить лицо, фактически допустившее указанное правонарушение.
Эксплуатация земельного участка, на котором размещены указанные отходы, в ряде случаев может являться недостаточным основанием для привлечения юридического лица к ответственности (в случае, если не доказан факт размещения указанных отходов таким лицом).