Найти тему

СЛАДКОЕ БРЕМЯ ГРЕХА

Феста-Кампаниле П. Грех: роман / Паскуале Феста-Кампаниле: [ пер. с ит. В. Лукьянчука ]. – Cанкт-Петербург: Лимбус-Пресс, ООО «Издательство К, Тублина», 2021. – 282 с.
Феста-Кампаниле П. Грех: роман / Паскуале Феста-Кампаниле: [ пер. с ит. В. Лукьянчука ]. – Cанкт-Петербург: Лимбус-Пресс, ООО «Издательство К, Тублина», 2021. – 282 с.

Оказалось, что любители кино давным-давно знакомы с творчеством Паскуале Феста-Кампаниле, поскольку он был одним из тех авторов, чьи сценарии переносились на экран мастерами итальянского кинематографа, срели которых – Нани Лой («Четыре дня Неаполя») и Лукино Висконти («Рокко и его братья», «Леопард»). Впрочем, и сам Паскуале не был чужд режиссерским амбициям. Однако в качестве писателя мы с ним благодаря изданиию «Лимбус-Пресс» знакомимся впервые. Теперь на русском языке мы можем прочесть роман «Грех».

Увидев эту книгу на полках в магазине, я никак не мог подавить в себе соблазн прочесть роман со столь многозначным и коротким названием. Покупка была совершена и ожидания необычных впечатлений в какой-то степени оправдались, хотя с точки социального статуса главной пары действующих в тексте персонажей сие сочинение вряд ли покажется актуальным. Судите сами.

Он – дон Рино Сольда, католический священник. Она – аристократка Доната Петруцци. Их случайная встреча происходит на севере Италии. Правда, все в корне меняет время действия – 1917. Идет Первая мировая война. И дон Рино стал военным капелланом, участвуя непосредственно в военных действиях. Его знакомство с Донатой было предопределено ее состоянием. Она больна чахоткой и находится на излечении в санатории на вилле «Маргарита», спрятавшейся в горах неподалеку от линии фронта.

Пикатность всей ситуации придают привычки обитательниц упомянутого лечебного заведения. Прекрасные дамы ввиду настигнувшего их смертельного недуга начинают испытать непреодолимую тягу к мужчинам. И свои интимные желания они не сублимируют, а пытаются удовлетворить всеми возможными способами с участием личного состава тех самых альийских стрелков, которые защищают их от врагов. В данном случае – австрийцев.

Феста-Кампаниле родился уже после окончания Первой мировой войны, но уверен, что ужасы мировой кровавой бойни под номером два оказали на него весьма драматическое воздействие. Это мы и наблюдаем при чтении его романа о любви и сексе на театре военных действий. «Грех» - книга, которая наполненная описанием всех драм и натуралистчисекиимт деталями, представляющими бессмысленность и бесчеловечность такого явления как война. И подобный контекст генерального сюжета о страстном вожделении армейского капеллана к аристократке с чахоткой на устах еще более усугубляет трагизм происходящего.

Внимательный читатель, который возьмет в руки эту книгу, после нескольких страниц сразу же укажет на великих литературных предшественников «Греха». Его автор явно читал «Прощай, оружие!» Эрнеста Хэмингуэя, «Смерть героя» Ричарда Олдингтона и «Волшебную гору» Томаса Манна. Что понятно, потоу что книга итальянца вышла в свет 1980 году, когда Феста-Кампаниле находился уже в расцвете своей славы и своего таланта литератора и сценариста.

Некоторая скандальность двух сквозных линий книги – служение богу и неодолимая страсть к женщине – в свое время вызвало повышенное внимание к «Греху», текст которого пробуждает в сознании читающего весьма зримые картины тяжкого бремени вожделения. Под ним сгибается душа и сознание дона Рино, но выход из этого тугого узла долга и страсти дает не фантазия автора, а ход недуга, уносящего Донату в небытие. Однако и пережитых с нею интимных «итальянских каникул» для главного героя (именно от его лица ведется повествование) достаточно, чтобы он не мог не вспоминать ежедневно и ежечасно о той, которая открыла ему все прелести и наслаждения сексуального бытия. Что для католического священника, дающего обет целибата, является грехом по смыслу и по факту. И как здесь не вспомнить знаменитую поэтическую строчку: «уж лучше грешным быть, чем грешным слыть».

Теперь мы знаем, что и в Италии среди священников есть немало тех, кто обет безбрачия и отказа от интимной связи с женщиной время от времени нарушает. Сладкое бремя греха для героя романа Феста-Кампаниде описано и продемонстрировано со всей ясностью прозы, явно тяготеющей к рассказу о таинствах, муках и трагедиях, связанных с войной и любовью. Очевидно, что уроки неореализма не прошли для итальянской культуры и, более всего, для литературы зря. Сорок с лишним лет назад об этом прочли соотечественника писателя с Аппенин. Теперь его текст можем прочитать и мы с вами.

Сергей Ильченко

#литература #рецензия на книгу #обзор на книгу