Найти в Дзене
6000 миль до Голливуда

Мюнхен: На грани войны

Хватай саботажника. Остросюжетная историческая драма от Netflix. (Munich: The Edge of War, 2021, Великобритания) Какое кино честно́й зритель вправе ожидать от режиссера с подозрительной фамилией Швохов?
"Ёлки 34"? "Бабушка невесомого поведения"? "Крымский мопс"? Римейк "Бриллиантовой руки" с Безруковым и Куценко в ролях Геши и Лёлика? Возможно - если бы этого Швохова звали Ефрем или Поликарп и он закончил режиссерское СПТУ Кылгорецкого района Брюзжанской области России.
Однако нет, нашего Швохова зовут аристократическим именем Кристиан и родился он в Германии. Поэтому и ожидать от него можно вообще всё, что угодно. Даже такое странное кино, как "Мюнхен: На грани войны". Почему "странное"?
Да как вам сказать...
Обычно подобные драмотриллеры снимают либо про шпионов и предателей ("Ложное искушение", "Самый опасный человек", "Шпион, выйди вон", "Операция "Валькирия"), либо завербованных ими гражданских лиц, работающих на них ("Русский дом", "Игры шпионов", "Такой же предатель, как мы"
Оглавление

Хватай саботажника. Остросюжетная историческая драма от Netflix.

(Munich: The Edge of War, 2021, Великобритания)

Какое кино честно́й зритель вправе ожидать от режиссера с подозрительной фамилией Швохов?
"Ёлки 34"? "Бабушка невесомого поведения"? "Крымский мопс"? Римейк "Бриллиантовой руки" с Безруковым и Куценко в ролях Геши и Лёлика?

Возможно - если бы этого Швохова звали Ефрем или Поликарп и он закончил режиссерское СПТУ Кылгорецкого района Брюзжанской области России.
Однако нет, нашего Швохова зовут аристократическим именем Кристиан и родился он в Германии. Поэтому и ожидать от него можно вообще всё, что угодно. Даже такое странное кино, как "Мюнхен: На грани войны".

- Ну что, похожи мы на предателей и заговорщиков? - Не, не очень. - Ладно. А если мы сядем в подозрительных позах и будем обсуждать наш план свержения Гитлера, чтобы все вокруг это слышали?
- Ну что, похожи мы на предателей и заговорщиков? - Не, не очень. - Ладно. А если мы сядем в подозрительных позах и будем обсуждать наш план свержения Гитлера, чтобы все вокруг это слышали?

Почему "странное"?
Да как вам сказать...
Обычно подобные драмотриллеры снимают либо про шпионов и предателей (
"Ложное искушение", "Самый опасный человек", "Шпион, выйди вон", "Операция "Валькирия"), либо завербованных ими гражданских лиц, работающих на них ("Русский дом", "Игры шпионов", "Такой же предатель, как мы").

А что мы видим у Швохова?
Довольно нетипичную историю, где, по всем предпосылкам, должны были яростно схлестнуться две разведки - Ми-6 и Абвер. Однако на деле первая тут маячит где-то на заднем плане, второй и вовсе не пахнет (ее функции почему-то исполняет один (!) неврастеничный эсэсовец), а шпионские игры мутят сплошные дилетанты.
Причем ведут они себя настолько "дико палевно", что их влет раскусил бы даже салага из Гитлерюгенда. Ан нет - не раскусывают! Хотя в том важном месте, где они "играют", слежка за всеми должна быть такая, что ни один подозрительный окурок не пролетел бы мимо урны. Не говоря о надзоре за где попало разгуливающими иностранцами.

У Джорджа Маккея здесь постоянно такое лицо, будто он проснулся с бодуна прямо на съемочной площадке и пытается понять, как вообще сюда угодил.
У Джорджа Маккея здесь постоянно такое лицо, будто он проснулся с бодуна прямо на съемочной площадке и пытается понять, как вообще сюда угодил.

Впрочем, сама история получилась небезынтересной.
Вот три выпускника Оксфорда и верных друга - британец Хью, немец Пауль и немка Ленни, - вступают во взрослую жизнь аккурат в предвоенные 30-е. Но вскоре Пауль становится ярым гитлеровцем, а Хью и Ленни антифашистами. В итоге двое последних вдрызг ссорятся с первым, и их компания распадается на долгие шесть лет. В течение которых Хью успел стать членом секретариата аж самого премьер-министра Чемберлена, Пауль - иностранным переводчиком в администрации Гитлера, а Ленни...
Впрочем, ее дальнейшая судьба - одна из местных интриг, поэтому о ней умолчим.

Пауль за эти годы, однако, успел не только разочароваться в фюрере, но и даже вступил в круг заговорщиков, выжидающих момента, чтобы сместить его с поста.
И вот однажды не очень честным путем Паулю в руки угодил секретный документ о том, что Гитлер готовится развязать большую-пребольшую войнушку. Но поскольку внутри Рейха эта бумага бесполезна, заговорщики решают разыграть свой козырь с британцами. И на грядущей германо-британо-итало-французской конференции в Мюнхене вручить документ Чемберлену. Дабы он убедился в вероломстве Адольфа Алоисовича и не подписывал с ним никаких соглашений.

Тут-то Пауль и вспомнил про своего бывшего кореша Хью, который - экая удача! - ныне был вхож в кабинет Чемберлена даже без стука. После чего и было решено провернуть через Хью в Мюнхене коварную одноходовочку. Ради которой Паулю предстояло обмануть всех, начиная от своих коллег-переводчиков и бывшего однокашника, ныне эсэсовца, до аж самого Гитлера, в чей кабинет Пауль тоже был вхож. Правда, со стуком и на цыпочках.

"- Майор Хеллстром?  - Ага! Тебе привет от Тарантино!"... Аугуст Диль (слева) в привычной для себя форме и в "гнусном" амплуа - так, словно "Бесславные ублюдки" для него и не заканчивались.
"- Майор Хеллстром? - Ага! Тебе привет от Тарантино!"... Аугуст Диль (слева) в привычной для себя форме и в "гнусном" амплуа - так, словно "Бесславные ублюдки" для него и не заканчивались.

И, честное слово - всем хороша картина Кристиана Швохова, и снята она замечательно, и на чувствах зрителя играет толково. Но вот с технической стороны "реализм" ее сюжета не выдерживает уже никакой критики.

Украденный из канцелярии Гитлера документ такой важности, пусть даже его номерную копию - и никто не ищет? Да ладно?
Или вот эсэсовец Зауэр обнаружил на Мюнхенской конференции подозрительную шпионскую движуху, при том, что дилетанты Хью и Пауль особо и не скрывались. И что делает Зауэр? Докладывает в нужные "органы", которые обязаны либо взять Пауля "под колпак", либо сразу тащить на допрос?
О, нет! Поначалу Зауэр... ничего не делает. И лишь потом, опять же в одиночку, нагло врывается в гостиничный номер британского (!) дипломата Хью, переворачивает всё вверх дном, ища документ, а напоследок... бьет Хью морду! Да-да - в ходе дипломатической встречи на самом высшем уровне.
И как только немец на постель британцу еще не нагадил - уму непостижимо, а ведь мог бы, беспардонная его морда!

С "одиноким эсэсовцем", олицетворяющим собой здесь всю "мощь" госбезопасности Рейха, вообще всё забавно.
Мало того, что Абвер и Ми-6 начисто вычеркнуты из сценария, так еще вся охрана у Чемберлена и Гитлера отлучилась на перекур и куда-то сгинула. Поэтому в резиденцию британского премьера в Мюнхене, прямо к нему в гостиную, можно запросто привести незнакомого подозрительного немца. И никто при этом его не только не обыщет - даже вопроса ни одного не задаст.
Хотя у фюрера всё куда запущеннее.
Прикиньте: какой-то мелкий нервный клерк Пауль заходит к нему в кабинет с нелегальным "стволом" в кармане - и никто вокруг даже не чешется! Удивительно, как с такой безалаберной охраной Гитлер дожил до весны 45-го, а не сыграл в "деревянного" тогда, в 38-м, либо еще раньше.

М-да... Кажется, на моей памяти это первый в кино Гитлер, которого срисовали с почтальона Печкина.
М-да... Кажется, на моей памяти это первый в кино Гитлер, которого срисовали с почтальона Печкина.

Ну и сцены, где Хью и Пауль в открытую разъезжают ночью по Мюнхену на автомобиле, решая свои чисто дружеско-ностальгические вопросы, а на улицах ни патрулей, ни постов, ни вообще военных/полицейских - это в какие ворота лезет? Напоминаю: в городе проходит конференция аж с 4-мя главами европейских стран и все они здесь же расквартированы. Включая самого фюрера, на жизнь которого к тому времени уже случилось несколько покушений.
Короче, с этого ракурса сюжет картины - натуральное фэнтези, причем не лучшего пошиба.

***

В общем, красивая, эмоционально насыщенная и остросюжетная история, в которой всё сделано правильно... кроме ее реалистичности. А ведь именно на этом в ней и сделан акцент: на реальных событиях (Мюнхенское соглашение, 1938) и их последствиях, а также политических фигурах и подписанных ими документах.

Так что судите сами, как вам быть, если кино всё же вас заинтересовало. Ибо смотреть его как серьезную шпионскую драму нет смысла - слишком велико количество абсурдных логических допущений. Зато как ненавязчивая "фантазия на тему", без углубления в детали, она может вам и понравиться, поскольку на зрительских эмоциях она играет правильно и триллерное напряжение нагнетает крепкое.

Трейлер фильма: