Хватай саботажника. Остросюжетная историческая драма от Netflix.
(Munich: The Edge of War, 2021, Великобритания)
Какое кино честно́й зритель вправе ожидать от режиссера с подозрительной фамилией Швохов?
"Ёлки 34"? "Бабушка невесомого поведения"? "Крымский мопс"? Римейк "Бриллиантовой руки" с Безруковым и Куценко в ролях Геши и Лёлика?
Возможно - если бы этого Швохова звали Ефрем или Поликарп и он закончил режиссерское СПТУ Кылгорецкого района Брюзжанской области России.
Однако нет, нашего Швохова зовут аристократическим именем Кристиан и родился он в Германии. Поэтому и ожидать от него можно вообще всё, что угодно. Даже такое странное кино, как "Мюнхен: На грани войны".
Почему "странное"?
Да как вам сказать...
Обычно подобные драмотриллеры снимают либо про шпионов и предателей ("Ложное искушение", "Самый опасный человек", "Шпион, выйди вон", "Операция "Валькирия"), либо завербованных ими гражданских лиц, работающих на них ("Русский дом", "Игры шпионов", "Такой же предатель, как мы").
А что мы видим у Швохова?
Довольно нетипичную историю, где, по всем предпосылкам, должны были яростно схлестнуться две разведки - Ми-6 и Абвер. Однако на деле первая тут маячит где-то на заднем плане, второй и вовсе не пахнет (ее функции почему-то исполняет один (!) неврастеничный эсэсовец), а шпионские игры мутят сплошные дилетанты.
Причем ведут они себя настолько "дико палевно", что их влет раскусил бы даже салага из Гитлерюгенда. Ан нет - не раскусывают! Хотя в том важном месте, где они "играют", слежка за всеми должна быть такая, что ни один подозрительный окурок не пролетел бы мимо урны. Не говоря о надзоре за где попало разгуливающими иностранцами.
Впрочем, сама история получилась небезынтересной.
Вот три выпускника Оксфорда и верных друга - британец Хью, немец Пауль и немка Ленни, - вступают во взрослую жизнь аккурат в предвоенные 30-е. Но вскоре Пауль становится ярым гитлеровцем, а Хью и Ленни антифашистами. В итоге двое последних вдрызг ссорятся с первым, и их компания распадается на долгие шесть лет. В течение которых Хью успел стать членом секретариата аж самого премьер-министра Чемберлена, Пауль - иностранным переводчиком в администрации Гитлера, а Ленни...
Впрочем, ее дальнейшая судьба - одна из местных интриг, поэтому о ней умолчим.
Пауль за эти годы, однако, успел не только разочароваться в фюрере, но и даже вступил в круг заговорщиков, выжидающих момента, чтобы сместить его с поста.
И вот однажды не очень честным путем Паулю в руки угодил секретный документ о том, что Гитлер готовится развязать большую-пребольшую войнушку. Но поскольку внутри Рейха эта бумага бесполезна, заговорщики решают разыграть свой козырь с британцами. И на грядущей германо-британо-итало-французской конференции в Мюнхене вручить документ Чемберлену. Дабы он убедился в вероломстве Адольфа Алоисовича и не подписывал с ним никаких соглашений.
Тут-то Пауль и вспомнил про своего бывшего кореша Хью, который - экая удача! - ныне был вхож в кабинет Чемберлена даже без стука. После чего и было решено провернуть через Хью в Мюнхене коварную одноходовочку. Ради которой Паулю предстояло обмануть всех, начиная от своих коллег-переводчиков и бывшего однокашника, ныне эсэсовца, до аж самого Гитлера, в чей кабинет Пауль тоже был вхож. Правда, со стуком и на цыпочках.
И, честное слово - всем хороша картина Кристиана Швохова, и снята она замечательно, и на чувствах зрителя играет толково. Но вот с технической стороны "реализм" ее сюжета не выдерживает уже никакой критики.
Украденный из канцелярии Гитлера документ такой важности, пусть даже его номерную копию - и никто не ищет? Да ладно?
Или вот эсэсовец Зауэр обнаружил на Мюнхенской конференции подозрительную шпионскую движуху, при том, что дилетанты Хью и Пауль особо и не скрывались. И что делает Зауэр? Докладывает в нужные "органы", которые обязаны либо взять Пауля "под колпак", либо сразу тащить на допрос?
О, нет! Поначалу Зауэр... ничего не делает. И лишь потом, опять же в одиночку, нагло врывается в гостиничный номер британского (!) дипломата Хью, переворачивает всё вверх дном, ища документ, а напоследок... бьет Хью морду! Да-да - в ходе дипломатической встречи на самом высшем уровне.
И как только немец на постель британцу еще не нагадил - уму непостижимо, а ведь мог бы, беспардонная его морда!
С "одиноким эсэсовцем", олицетворяющим собой здесь всю "мощь" госбезопасности Рейха, вообще всё забавно.
Мало того, что Абвер и Ми-6 начисто вычеркнуты из сценария, так еще вся охрана у Чемберлена и Гитлера отлучилась на перекур и куда-то сгинула. Поэтому в резиденцию британского премьера в Мюнхене, прямо к нему в гостиную, можно запросто привести незнакомого подозрительного немца. И никто при этом его не только не обыщет - даже вопроса ни одного не задаст.
Хотя у фюрера всё куда запущеннее.
Прикиньте: какой-то мелкий нервный клерк Пауль заходит к нему в кабинет с нелегальным "стволом" в кармане - и никто вокруг даже не чешется! Удивительно, как с такой безалаберной охраной Гитлер дожил до весны 45-го, а не сыграл в "деревянного" тогда, в 38-м, либо еще раньше.
Ну и сцены, где Хью и Пауль в открытую разъезжают ночью по Мюнхену на автомобиле, решая свои чисто дружеско-ностальгические вопросы, а на улицах ни патрулей, ни постов, ни вообще военных/полицейских - это в какие ворота лезет? Напоминаю: в городе проходит конференция аж с 4-мя главами европейских стран и все они здесь же расквартированы. Включая самого фюрера, на жизнь которого к тому времени уже случилось несколько покушений.
Короче, с этого ракурса сюжет картины - натуральное фэнтези, причем не лучшего пошиба.
***
В общем, красивая, эмоционально насыщенная и остросюжетная история, в которой всё сделано правильно... кроме ее реалистичности. А ведь именно на этом в ней и сделан акцент: на реальных событиях (Мюнхенское соглашение, 1938) и их последствиях, а также политических фигурах и подписанных ими документах.
Так что судите сами, как вам быть, если кино всё же вас заинтересовало. Ибо смотреть его как серьезную шпионскую драму нет смысла - слишком велико количество абсурдных логических допущений. Зато как ненавязчивая "фантазия на тему", без углубления в детали, она может вам и понравиться, поскольку на зрительских эмоциях она играет правильно и триллерное напряжение нагнетает крепкое.