Найти тему
6000 миль до Голливуда

Игры шпионов

(The Courier, 2020, Великобритания)

Блин, уж коли в этом фильме и так безудержно фантазировали, могли бы хохмы ради на Камбербэтча и шляпу Холмса напялить - чего стесняться-то?
Блин, уж коли в этом фильме и так безудержно фантазировали, могли бы хохмы ради на Камбербэтча и шляпу Холмса напялить - чего стесняться-то?

Несмотря на то, что история завербованного в 60-х Западом, полковника ГРУ Олега Пеньковского гораздо интереснее, чем история его британского связного Гревилла Винна, это кино снимали всё-таки земляки последнего. Поэтому все телодвижения Олега происходят на втором-третьем плане, будучи показанными и поверхностно, и шаблонно.

Ну вы же знаете эти клише из фильмов про шпионов: фотографирование с оглядкой секретных документов, передача записочек при рукопожатиях и в сигаретных пачках, копание в тайничках, условные знаки, наливание себе дрожащей рукой водки на грани провала, "тс-с, товарищ, нас подслушивают!" и так далее. Разве что цветочные горшки, как в истории профессора Плейшнера, здешний Пеньковский по подоконнику не двигает и ампулу с ядом не кусает, а так весь попсовый набор увёрток беспалевного киношпиона он вам продемонстрирует.
В отличие от тактики его работы, которой вас решили не перегружать.

Тов. Пеньковский (в центре) на торжественной линейке по случаю публичного расстрела очередного предателя. Судя по скучающим лицам участников - мероприятие совершенно рутинное.
Тов. Пеньковский (в центре) на торжественной линейке по случаю публичного расстрела очередного предателя. Судя по скучающим лицам участников - мероприятие совершенно рутинное.

И ладно бы ещё шпионская карьера английского бизнесмена Винна (Бенедикт Камбербэтч) была показана исторически достоверно. Чёрта с три! Даже с сухой и коротенькой вики-статьёй о нём у фильма масса расхождений. Столько, что создателям "Игры" было бы куда честнее вообще не привязывать её к реальным фактам, а рассказать чисто выдуманную историю.

Но нет, они делают большие серьезные глаза и важно надувают щеки, пытаясь нарисовать нам эпическую и трагическую картину тех событий. Широкими мазками и с театральным драматизмом. Забыв, однако, что вместо краски у них на палитре клюквенная мякоть, причём не первой свежести, а с душком.

Клюквы в фильме Доминика Кука и впрямь столько, что Бондиана бы стыдливо потупилась.
Поскольку эту Москву снимали в Праге, представьте себе, как много московских достопримечательностей вы увидите здесь помимо двух-трех общих планов Кремля "для протокола". А судя по малочисленности людей и машин на улицах, это даже не Москва, а окраины Томска или Омска того времени.
Про пустые магазины в центре столицы, а также переходы метро в вечерние часы и говорить нечего. Зато Хрущёв со свитой ходят на балет прямо с простонародьем. Которое - вот неблагодарное! - даже не соизволит встать и поприветствовать генсека аплодисментами, когда тот входит в свою ложу.

Да-да, мы помним: в СССР в общественных туалетах всегда стояли банки с импортными моющими средствами и их никто не воровал. Вот почему в них и делали шпионские тайнички.
Да-да, мы помним: в СССР в общественных туалетах всегда стояли банки с импортными моющими средствами и их никто не воровал. Вот почему в них и делали шпионские тайнички.

Завербовали Винна в "Игре шпионов" якобы специально для контакта с решившим продаться Западу Пеньковским. Хотя на самом деле Гревелл работал на британскую разведку аж со времен Второй мировой: сначала на МИ-5, а с 1950 - на МИ-6. Летает он в Москву на самолёте известной советской авиакомпании "Доброфлот" (!) по делам, шляется, где попало, но до поры до времени вообще никакому КГБ не интересен.

Пеньковский копирует секретные документы на шпионскую камеру... прямо у себя на службе! Надо - пойдет в подвальчик, достанет из кармана «фотик» и щёлкнет какие-то бумажки, больше похожие на рисунки школьника, чем на официальные разведданные. Дома же тов. полковник хлещет водку, стоящую у него прямо на рабочем столе, как графин с водой, а вокруг водки бегают его любимая жена и дочка с октябрятской звездочкой.
Идиллия - не то слово.
Зато на службе у Пеньковского всё сурово. По нечетным дням его и других грушников выстраивают в две шеренги, чтобы показательно расстрелять перед ними очередного предателя родины. А по чётным дням все они дружно ходят в Кремль послушать орущего Хрущёва, который, очевидно, выступает там на бис.

Развязка картины столь же надрывно-драматическая, но не имеющая к реальности никакого отношения. Хотя спойлерить её всё-таки не стану. А вдруг вы поклонник Камбербэтча и отважитесь на знакомство с этим "шедевром" несмотря ни на что и вопреки всему.

 Ну, это совсем наглое враньё! Всем же давно известно, что иностранные шпионы жили тогда в Москве в знаменитом отеле "Степан"!
Ну, это совсем наглое враньё! Всем же давно известно, что иностранные шпионы жили тогда в Москве в знаменитом отеле "Степан"!

***

В общем, насколько красив и художественен "Русский дом" (1990), который и по сию пору натуральный памятник эпохи СССР конца 80-х, настолько серы и фальшивы "Игры шпионов". При том, что первый фильм снят по вымышленному сюжету и клюквы в нем тоже полно, а второй - по документальным событиям и, по идее, должен был пройти "сверку" у исторических консультантов.

Ан нет, этих скучных ребят сюда явно не звали. И правда, зачем? Разве пороть отсебятину буквально в каждой сцене не веселее, а клюквенные Пеньковский и Винн - не прикольнее? Ну а кому нужна голая правда, те могут сходить за ней... куда-нибудь, но только подальше. Туда, откуда ваши возмущенные крики будут творцам "Игры шпионов" уже не слышны.

Трейлер фильма: