Найти тему
6000 миль до Голливуда

Русский дом

Оглавление

(он же "Русский отдел", The Russia House, 1990)

- А вы думаете, Катенька, нам, бывшим агентам 007, легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики.
- А вы думаете, Катенька, нам, бывшим агентам 007, легко? Да ничего подобного, обывательские разговорчики.

Не буду пафосничать и заламывать руки, комментируя уход из жизни 90-летнего сэра Шона Коннери. На смерть легенды мирового кино поэтично и красиво высказались уже многие, добавить к их словам мне нечего, да и надо ли?
Ну а самой правильной зрительской панихидой по столь крупнокалиберному актёру (как, впрочем, и по любому другому) будет пересмотр лучших его работ. Коих у дедушки Шона накопилось впечатляющее количество, особенно в процентном отношении к неудачным.

"Русский дом" по праву считается одной из самых уникальных его картин. И из-за довольно сложной роли британского книгоиздателя Блэра, завербованного МИ-6 и ЦРУ для работы в СССР, и потому что эту роль он сыграл... в самом настоящем СССР! А точнее в Москве, Ленинграде, Загорске и Переделкино (кино снимали также в Лондоне, Ванкувере и Лиссабоне, но в данном случае они нас не интересуют), где Коннери устроит всем нам просто грандиозную экскурсию.

Грандиозную и по разнообразию, и по колориту. Начиная от дежурного набора достопримечательностей вроде Красной и Дворцовой площадей, до таких экзотических мест, как колокольня загорского храма и... советское кладбище. Самое типичное: беспорядочное, заросшее травой и с уродливыми надгробиями работ неизвестного сварщика и бетонщика.
Впечатлений будет полные штаны, уж поверьте. Особенно с таким "экскурсоводом" и особенно, если вы росли среди всей этой "экзотики", но за давностью лет успели от неё отвыкнуть.

А город подумал: наверное, какой-то интеллигент-профессор за хлебом в булочную потопал.
А город подумал: наверное, какой-то интеллигент-профессор за хлебом в булочную потопал.

Второй повод для удивления: как вообще съёмочную группу "Русского дома" пустили аж в самое сердце страны Советов? Ведь снимали-то иностранцы не какого-то амбала в милицейской форме, козыряющего на Красной площади, а фильм по книге не самого любимого до той поры красной пропагандой, писателя Джона Ле Карре. Где в лучших традициях автора герои-страдальцы противостояли суровому КГБ, да ещё прямо на его территории. Да ещё во главе с самим отставным "007", которого красная пропаганда ненавидела гораздо пуще. И чьи друзья, герои-русские, вели себя очень уж политически несознательно. Чем подавали дурной пример согражданам, а особенно симпатичным матерям-одиночкам и девушкам-комсомолкам "в активном поиске".

Как бы то ни было, но разбушевавшиеся перестройка и гласность, кажись, притупили бдительность "комитетчиков". Поэтому бобины с отснятым материалом выехали из СССР беспрепятственно, а не зашитыми в подкладку мешковатого пальто Коннери. А когда "Русский дом" вышел-таки на мировые экраны, в Стране Видеосалонов его тоже приняли вполне тихо-мирно, без скандалов и пятиминуток ненависти на политинформациях.

Скорее даже наоборот, на фоне той адовой чернухи, что порождало тогда советское кино ("Маленькая Вера", "Плюмбум", "Меня зовут Арлекино", "Авария - дочь мента" и др.) "Русский дом" со своим взглядом на позднесоветские реалии выглядел ну просто безобидным котом Леопольдом. Вдобавок и мораль транслировал похожую: "Эй, ребята, за железным занавесом! Вы ведь на самом деле классные, так чего нам с вами рамсить? Давайте жить дружно, а там, глядишь, КГБ усовестится и тоже с тортиком к нам подтянется!".

Любопытно, что за семь лет до этого Коннери и Брандауэр играли злейших врагов в "Никогда не говори никогда", а тут их герои вон какие друзья и бизнес-партнеры.
Любопытно, что за семь лет до этого Коннери и Брандауэр играли злейших врагов в "Никогда не говори никогда", а тут их герои вон какие друзья и бизнес-партнеры.

***

В общем, не кино, а натуральный рукотворный памятник. И почившему намедни сэру Шону Коннери, и целой "эпохе Перемен", что в "Русском доме" показана на диво сочно, ибо была снята буквально с натуры. Даже русский акцент Мишель Пфайер, и тот звучит в целом приятно, как и сама она, наверное, лучшая Катя из всех, что когда-либо показывал нам Голливуд.

Также отрадно, что в 21 веке картину великолепно оцифровали, что пошло ей исключительно на пользу. И теперь глядеть на похождения Коннери и Пфайффер в настоящей Москве, да ещё в HD-качестве, это фактически букет новых ярких впечатлений от, казалось бы, фильма 30-летней давности.

Трейлер фильма: