Найти тему

Стоит ли оправдывать обидчиков?

Стоит ли оправдывать обидчиков
Стоит ли оправдывать обидчиков

Недавно мне попался пост в паблике на психологическую тематику. В целом почти безобидный и местами даже полезный — автор рассказывал, как можно облегчить те или иные эмоциональные состояния, например, справиться с тревогой, злостью и виной.

Среди этого многообразия был совет и по переживанию обиды, что мол, во-первых, нужно понять причину поступка обидевшего, а, во-вторых, ОПРАВДАТЬ его поведение. Тут во мне начал закипать праведный гнев 🙃

Понимать причины, почему человек оскорбляет, задевает, чем-то обижает вас — хорошо. Таким образом мы можем взглянуть на мир глазами обидчика, глубже понять его мотивы, увидеть его личность и вообще всю ситуацию с неожиданной стороны. Например, вечно злой и недовольный начальник на самом деле предстанет перед нами глубоко несчастным и уставшим человеком на грани нервного срыва. А вот с советом по поиску оправданий всё уже не так здорОво. Ища оправдания обидчикам, вы как бы соглашаетесь с обижающим поведением. Принимаете его как норму, добровольно превращаетесь в жертву и даёте "зелёный свет" на дальнейшее неуважение. Ведь "он не хотел", "просто он такой человек", "ему сейчас и так тяжело", что как будто отодвигает ваши чувства на второй план и заставляет беспокоиться только о чужом благополучии. Как будто если "это была всего лишь шутка", то можно и потерпеть раз за разом, даже если никому, кроме обидчика смешно не было. В конечном итоге это путь, ведущий к бытовому стокгольмскому синдрому и установкам в духе "бьёт значит любит". Обозначать личные границы — ВАЖНО И НУЖНО, а требовать уважительного к себе отношения — нормально!

Лучшее решение это научиться открыто выражать своё мнение и не подавлять эмоции. Вместо того, чтобы проглатывать обиду и неприятные слова — дать понять человеку, что вы не намерены терпеть подобное отношение. Даже простое "Мне неприятно, когда ты говоришь так" может оказаться эффективным способом регуляции общения. Но, безусловно, универсального совета нет, так как контекст и отношения у всех разные, и нужно рассматривать каждую ситуацию по отдельности.

Конечно, есть и другой ракурс этой проблемы. Не всегда обида вызвана объективно негативным отношением со стороны другого человека. Некоторые из нас в силу личных травм или комплексов могут обижаться на вполне безобидные в глазах других вещи, трактовать слова в ином, ранее не задуманном смысле, а также проецировать ожидания, которым окружающие якобы обязаны соответствовать (о чём окружающие, конечно, не знают, пока им не предъявят обиды). Но в таком случае искать оправдания тоже не выход. Лучше заняться разбором ситуаций с психологом, проработать самооценку, учиться отпускать обиды, искать корень проблем, чтобы понять, что с этим можно сделать.

На этом у меня всё. Надеюсь, материал был вам полезен и натолкнул на какие-либо мысли. Хорошего дня!