Всем привет, недавно наткнулся на статью о новейшем ударном вертолёте разработанным в Турции, а именно Т-129 "ATAK". На вооружении ВВС Турции в основном стоят американские вертолёты Bell AH-1 "Cobra", которые уже изрядно устарели, а вопрос с поставками вертолётов AH-64 «Apache» по сей день открыт. Понимая ситуацию, турецкий ВПК решил создать собственный ударный вертолёт с использованием современных технологий и БРЭО, что из этого вышло и каковы перспективы мы сейчас и разберем.
А историю начнем с Италии, да-да, именно с Италии, конкретно начало 70-х годов прошлого века. В те времена в эпоху противостояния СССР и запада, Италия решила разработать собственный ударный вертолёт для защиты от советских танков северной части страны и с 1972 по 1982 год впервые в Европе создали полноценный ударный вертолёт под названием Agusta A-129 "Mangusta", правда на вооружение он поступил к началу 90-х, когда СССР уже трещал по швам. В то же время рассматривали вариант продажи вертолетов на экспорт, но никто не выразил желание купить данную машину, кроме Турции. Турки купили несколько машин для тестов и решили, что будут делать собственный ударный вертолет но на базе A-129 "Mangusta", стоимость проекта составила 1.2 миллиарда долларов.
В 2009 году турки впервые подняли свой ударный вертолёт под названием Т-129 "ATAK", что привело к шоку мировых критиков, которые сомневались в компетенции турецких инженеров в столь сложном проекте. Однако присмотревшись, можно понять, что вертолет турецким назвать можно с большой натяжкой, по сути это на 80% всё тот же итальянский A-129 "Mangusta", который имеет несколько конструктивных отличий и собираемый на территории Турции из комплектов поставляемых Италией.
Однако отличия всё же важные, так как вертолет получил совершенно другую авионику и БРЭО, а так же другой конструкции ОЭС с более современной оптикой чем у оригинала, а так же машина получила более мощные двигатели. Ракетное вооружение тоже отличается и полностью разработано в Турции, в частности компанией «Roketsan» Roket Sanayii ve Ticaret A. S. В качестве авиационной пушки у вертолёта, используется 3-х ствольная пушка калибром 20 мм от Lockheed Martin/Oto Breda TM 197B (США, Италия), скорострельностью в 1500 выстрелов в минуту.
Стоит отметить, что дальность и бронепробиваемость этой пушки, оставляет желать лучшего на фоте 30 мм аналогов у российских или американских вертолетов. Вертолет может вооружаться до 76-и НУРС (копия американских НУРС Hydra-70), но при этом есть и уникальный боеприпас, это полностью турецкая разработка под индексом «CiRiT», по габаритам это тот же НУРС, но позволяет поражать цели до 8000 м, а так же имеет возможность корректировки в полёте. Для перехвата воздушных целей используется американский ЗРК FIM-92 «Stinger», а вот в качестве противотанкового средства используется кое-что интересное, а именно ПТУР "Utmas" в количестве 8-ми штук, что не очень много. Но несмотря на это, комплекс имеет внушительную дальность действия до 8000 метров и систему наведения от американского ПТУР AGM-114, что позволяет задействовать принцип "выстрелил и забыл".
Несмотря на то, что в целом машина не является чем-то выдающимся, для такой страны как Турция это серьезный шаг вперед, однако всё портят два нюанса. Новый вертолёт планировали поставлять на экспорт в Пакистан, но тот отказался от машин в связи с тем, что двигатель LHTEC CTS800-4A (1360 л.с х2), больше в Турцию не поставляется по требованию США (сам двигатель американо-английский), а на шасси Agusta A-129 больше ничего поставить конструктивно не представляется возможным.
Второй проблемой стало то, что БРЭО хоть и Турецкое, но вся начинка импортная, в частности из Франции, США и Израиля, а следовательно и этот спектр компонентов прикроют тоже. Достаточно вспомнить историю с Bayraktar TB2, для него прекратили поставку ОЭС из Канады, так как там тепловизионная матрица FLIR (США), Турки смогли заменить на свою ОЭС, но это временное решение, так как матрица там всё ровно от FLIR.
Подведём итог: машина неплохая, хоть и не имеет бронирование и тяговооруженность оставляет желать лучшего, но всё же это вполне современный ударный вертолёт. Но вот сможет ли ВПК турции произвести его в товарном количестве с учетом ограничений на поставку оборудования, это большой вопрос, особенно под вопросом остается и экспортный потенциал. Вспоминается ситуация с турецким ОБТ "Altay", который должен был пополнить ряды бронетанковых войск турции сотнями, но в серию так и не пошел в связи с теми же ограничениями и проблемами с двигателем, который поставлялся из Германии. А на сегодня всё, всем добра и подписывайтесь на канал.
#авиация #вертолёты #ввс турции #армия #оружие #технологии #т-129 atak #самолёты #турция #bayraktar tb2