Найти тему
Z-Машины

Истребитель Су-57 производство красным бриллиантом

Оглавление
Истребитель Су-57 представляющий воздушную машину пятого поколения
Истребитель Су-57 представляющий воздушную машину пятого поколения

Живёт среди американских медиа так называемый информационный бюллетень «Red Diamond» (Красный бриллиант), который, как отмечается - представляет профессиональную информацию мировому сообществу. Несмотря на тот факт, что в составе редакции бюллетеня в основном присутствуют представители разведки США, указывается на независимый ход суждения в процессе работы. Так вот, одной из работ «Red Diamond» представлена производственная характеристика на русский истребитель Су-57, претендующий на воздушную боевую машину пятого поколения. Как оценивают производство русского самолёта «независимые» американские эксперты?

Как русский истребитель Су-57 обретал боевую форму?

Российская программа 5-го поколения, впоследствии трансформированная в программу истребителя Су-57, стартовала практически одновременно с американской программой «Advanced Tactical Fighter». Последняя, как известно, дала жизнь американской воздушной машине «F-22». Под завершение 1970-х годов, как США, так и СССР, обе страны рассматривали возможность замены существующих фронтовых истребителей:

  1. F-15 и F-16 для США.
  2. МиГ-29 и Су-27 для Советского Союза.

Обе страны определили новые технологии, в частности, «LO» (малозаметная или stealth) и управление вектором тяги, как центральные элементы новой конструкции истребителя. Обе страны вложили значительные ресурсы в разработку и создание прототипов новых программ. Однако самолёты оставались ещё на стадии разработки, когда большая часть мира - резко изменились. В частности, распался Советский Союз, и теоретически завершилась холодная война. Но потребность в высокоэффективных истребителях осталась.

Американский истребитель «F-22» добрался до производства, несмотря на долгий и трудный процесс разработки. Правда серия радовала лишь единичными экземплярами. Все российские разработки 5-го поколения «заморозили», уповая на обещания Америки и Европы остановить продвижение на Восток. Но разработка истребителя «F-22» и модернизация западных самолётов 4-го поколения, в конечном итоге, побудили Россию возродить интерес к истребителям нового (пятого) поколения.

Истребитель Су-57 американская история становления на крыло

Требования разработки истребителя Су-57 вынудили внести серьёзные изменения в давнюю, но успешную советскую методику конструирования самолётов. Но невозможно дёшево построить систему, обладающую возможностями 5-го поколения, как невозможно сделать такие воздушные машины простыми или лёгкими в обслуживании.

Этот принцип также означал, что старый советский подход к массовым продажам больше не подходит. Потенциальный заказчик истребителя Су-57 должен был вложить огромные инвестиции, следовательно, требовалось постоянное партнёрство и поддержка в рамках любой сделки. Россия не могла просто продать большое количество дешёвых простых самолётов покупателю, по сути, требовалось забыть о сделке.

Одновременно русские отчаянно нуждались в партнёре, который помог бы компенсировать разрушительную стоимость разработки:

  • постоянные задержки,
  • технологическую неготовность,
  • проблемы с коррупцией.

Всё это накапливалось перед появлением нового флагманского истребителя Су-57. Русские не нашли интереса в простом экспортном соглашении между традиционными покупателями. Затраты были либо слишком высокими, новые технологии истребителей слишком неопределёнными.

В результате вместо всего отмеченного, России пришлось предложить собственное участие в программе, чего раньше никогда не было. Власти США применили аналогичный подход по отношению к гигантской программе истребителя «F-35». То есть предложили союзникам и клиентам партнёрство в процессе разработки. Это помогло свести на нет риск программы, способствовало взаимодействию и, что, возможно, наиболее важно, позволило создать своего рода политическую инженерию, которая сделала американскую программу практически неуязвимой.

Правда несколько клиентов на истребитель «F-35» сократили запрос на закупки, но ни один из 10 основных партнёров не отозвал сделанные ранее заказы, несмотря на ужасающие перерасходы времени и затрат. Однако Канада, в конечном итоге, может отказаться от участия в ожидании продолжающейся конкуренции. Турцию же американцы и вовсе исключили из программы после закупки российских зенитно-ракетных комплексов «С-400».

Что обнаружили русские на рынке самолётов пятого поколения?

Оказавшись на рынке истребителей пятого поколения, русские обнаружили, что Су-57 продать крайне проблематично. Почти каждая присутствующая здесь страна из тех, что могли позволить себе истребитель 5-го поколения, либо подписала контракт на приобретение американского истребителя «F-35», либо не нуждалась в таковых.

Единственным исключением оставалась Индия. Индийский оборонный бюджет демонстрировал устойчивость и рост. Индийские военно-воздушные силы явно нуждались в модернизации. К тому же у этой страны осталась долгая и прибыльная история приобретения российских самолётов.

В общем, Россия стала рассматривать Индию как возможного спасителя проблемных истребителей Су-57. Были направлены предложения индийским ВВС как беспрецедентное соглашение о партнёрстве.

Как корпорация «Сухой» станет процветающей в мире?

Россия никогда раньше не разрабатывала крупную систему вооружений в рамках договорённости о партнерстве. Огромное количество:

  • танков,
  • орудий,
  • самолётов,

которые экспортировались, были простыми сделками ФМС, в основном со странами-клиентами. После успеха проекта крылатой ракеты «BrahMos» - продукта совместного предприятия российской промышленности и индийских вооруженных сил, обе стороны с энтузиазмом восприняли соглашение по ПАК ФА.

Первоначальная сделка, согласованная в 2007 году, предоставила Индии полную половину доли в проекте в обмен на инвестиции примерно в 6 миллиардов долларов. При этом поставка более 200 самолётов истребителей Су-57 планировалась на 2017 год. Главному производителю индийских воздушных машин - компании HAL «Hindustan Aeronautics Limited», русские сулили полные права на производство, как только истребитель Су-57 достигнет зрелости конструкции. Индийской версии подготовили название FGFA «Fifth Generation Fighter Aircraft».

Общий производственный цикл ВВС России и Индии оценивался примерно в 500 воздушных машин. При этом традиционные заказчики увеличили общее производство до 1000 самолётов. Производство такого размера - реальная конкуренция производству «F-35». Общая стоимость программы такого масштаба сделает корпорацию «Сухой» одной из крупнейших и богатейших оборонных компаний мира.

Индийские трещины на глобальных планах русских

Однако практически сразу план русских показал трещины. Первоначальный дизайн занял дополнительный год, но был утверждён в середине 2009 года. Первоначальный полёт прототипа Су-57 также был перенесён на целый год. Когда первые прототипы действительно полетели, по сути, воздух наполнили «полыми» планерами, не имевшими бортовых систем, кроме систем базового полёта.

Прототипы страдали от проблем:

  • двигателя,
  • стабильности,
  • интеграции оружия.

Кульминацией стала потеря одного самолёта по причине возгорания двигателя в 2014 году. Особо проблематичными оставались российские двигатели, которые давно отстали от технологий США и Великобритании. Требования к самолётам 5-го поколения оказались чрезмерными для существующих российских технологий.

Российские конструкторы не привыкли к проблемам с двигателями. Низкая степень надёжности и резкие колебания характеристик оставались постоянными проблемами, начиная с самых первых советских реактивных истребителей. Однако новая динамика партнерства сделала эти проблемы куда более острыми. Как результат - Индия начала публично выражать озабоченность по поводу статуса программы уже с 2011 года.

Год 2013-й отметился для русских постоянными жалобами индийских партнёров. Похоже, что прототипы истребителя Су-57 не обеспечивали обещанной надёжности, характеристик «LO», безопасности. В итоге инвестиции Индии постепенно становились всё менее существенными.

Пересмотр условий партнёрства между Индией и Россией

Прежде русские не сталкивались с подобной проблемой. Предыдущие экспортные соглашения по существу подкреплялись договоренностью с покупателями о предостережениях. Неудовлетворённость клиентов либо полностью игнорировалась, либо скрывалась. Теперь выживание российской программы пятого поколения во многом зависело от удовлетворения индийцев.

Проявив беспрецедентную честность, Россия публично признала массовые задержки и перерасход средств. Русские пообещали улучшить результаты программы быстро и дёшево. Однако в отличие от российской оборонной промышленности, Министерство обороны Индии подчиняется демократически избранному органу, который выразил озабоченность по поводу неоправданных растрат миллиардов долларов.

В конечном итоге обе страны Индия и Россия пересмотрели условия партнёрства. При этом Индия снизила вложение инвестиций на миллиард долларов, соответственно закупила пропорционально меньше самолётов (144 от запланированных 200). Русские вынуждены были сократить взятые обязательства перед ПАК ФА, изменив объём закупок с 300+ до примерно 150. На период 2012-2016 годов значилось всего 70 единиц.

Сокращение привело к резкому росту удельных затрат. Между тем стоимость производства американских самолётов «B-2» и «F-22» снизилась на сокращении производства, что вызвало панику в России. Истребитель Су-57 больше не дешёвая альтернатива. Отныне любая страна, решившая купить истребитель Су-57, должна отдать сотни миллионов долларов.

Российская реакция на эти изменения виделась странной. Вместо того чтобы пытаться устранить преграды, русские предъявили индийцам счёт за «продажи» лицензии на ценные технологии в рамках партнёрства. Русские потребовали 7 миллиардов долларов, надеясь таким образом сохранить долю в программе Су-57 / FGFA33. Реакция Индии была предсказуемой – отказались почти сразу.

Таким образом, первое крупное соглашение на оборонное партнёрство России не состоялось. Программа истребителя Су-57 осталась на стадии жизнеобеспечения. Правда, Индия по-прежнему заявляет о заинтересованности приобретения передовых российских самолётов. Но потери миллиардов долларов делают перспективы любых будущих продаж маловероятными.

По материалам: APAN